Что мы чаще всего слышим в разговорах родителей современных подростков? Именно: «ребенок часами играет в компьютерные игры и больше ничем не интересуется», «Дочь ночами сидит в социальных сетях, а по утрам ее невозможно разбудить в школу». В подростковом возрасте огромное значение приобретает общение со сверстниками. Но интернет, дающий неограниченные возможности для общения, становится для многих подростков основным средством коммуникации. При этом личное общение, встречи, дружеское времяпрепровождение отходят на второй план. Чем можно встряхнуть ребятишек? Как вызвать из-за монитора и заинтересовать событиями реальной жизни? А что, если реализовать некий симбиоз виртуальной реальности, компьютерных игр и спорта в реальной жизни? По мнению и опыту команды проекта, современные технологии позволяют это сделать. В 2023 г. Минспорта РФ зарегистрировало новый вид спорта – лазертаг. Это современная реалистичная игра с использованием безопасного оборудования и огромным количеством сценариев, не оставляющая равнодушным людей любого возраста. Проект предлагает вовлечение не менее 2300 детей и подростков Центрального и Ингодинского районов Читы в увлекательное сообщество - лазертаг-клуб. Проект будет реализовываться с участием партнеров, работающих непосредственно с детьми (Забайкальское казачье войско, Республика юных забайкальцев, детский дом им. Подгорбунского, школы 14 и 21). Конечно, безвозмездно для участников. В результате реализации проекта большинство участников (не менее 90%) повысят уровень социализации и коммуникативных навыков, а ребята, изъявившие желание поучаствовать в проекте в качестве волонтеров-инструкторов (а таких, по опыту реализации прошлых проектов, будет немало), повысят свой уровень организационных способностей, навыков руководства. А главное - проект позволит участникам на время встать, выйти из-за своих компьютеров и самореализоваться в условиях, приближенных к виртуальной реальности, но общаясь и взаимодействуя физически, сплотившись вокруг общих интересных событий. Они останутся "агентами-носителями" проекта в своем сообществе подростков, и, в перспективе, помогут развить его и расширить на территории города, рассказывая о нем через социальные сети и мобильное приложение клуба от лица участников, своими руками реализовавших этот проект. Команда проекта уверена в его результативности – предыдущие итерации «Территории лазертага» дали нам бесценный опыт, базу для анализа и возможность совершенствоваться. Суть проекта - проведение не менее 20 теоретических занятий и не менее чем 24 турниров по лазертагу, а так же серии тренировок на современной оборудованной площадке, с вовлечением всей целевой аудитории, а так же отдельная работа с инструкторами-волонтерами из числа ребят-участников проекта для вовлечения их в процесс организации. По мнению команды проекта, базовое (обязательное и уже согласованное с партнерами) количество участников 2300 человек - в ходе реализации увеличится, так как лазертаг не оставляет равнодушным большинство ребят школьного возраста. Команда проекта предлагает свой вариант повышения уровня коммуникативности не менее чем у 2300 детей 10-18 лет Читы. На основе современной реалистичной игры лазертаг, используя имеющуюся материально-техническую базу НКО "ЛТ-клуб Арена", предлагаем организовать для целевой группы детей и подростков серию мероприятий (тренировок, и турниров), в ходе которых участники в игровой форме освоят принципы работы современного лазертаг-оборудования. В ходе проведения тренировок и соревнований участники научатся первичным спортивно-тактическим навыкам (наступательные и оборонительные тактики), умению работать в команде и умению управлять командой, получат навыки ориентирования на местности, получат навыки общения, заведут новых друзей. Коль скоро в современном мире невозможно отказаться от гаджетов - мы сделаем их союзниками. Наше мобильное приложение поможет координировать мероприятия проекта, разбирать теорию, объяснять содержание сценариев соревнования (а сценариев в лазертаге очень много). На основании базовых физических данных и личного желания участников, из числа целевой группы будут отобраны не менее 40 волонтеров, регулярно посещающих тренировки и теоретические занятия, которые в течение сезонов 2024-2025 года будут вовлечены в мероприятия проекта как инструкторы. По мнению команды проекта, лазертаг – это возможность на время выйти детям из-за компьютера, погрузиться в соревнования, в спорт, получить новые компетенции и эмоции, повысить уровень коммуникабельности. Одинадцатилетний опыт работы команды проекта показывает - дети крайне отзывчивы к мероприятиям клуба, так как лазертаг очень похож на компьютерную игру, но в реальном мире, с реальным общением и работой в реальной команде. Мы провели собеседование с 34 участниками действующего сейчас проекта «Территория лазертага» - все они бурно поддерживают возможность продолжения нашей работы. «Территория лазертага 3.0» - это расширение границ нашего дружеского спортивного сообщества.
Обоснование социальной значимости проекта
В г. Чита существует проблема снижения уровня коммуникабельности детей и подростков 10-18 лет. Командой проекта на протяжении 2022-2024 г.г. в ходе подготовки наших проектов периодически проводится анализ поведения и предпочтений детей и подростков г. Читы. К исследованиям привлекался ряд экспертов, работающих непосредственно с детьми: директор МБОУ «Гимназия №21», Т.А. Гарбуз, директор МБОУ СОШ №14 Е.В. Каюшанова, председатель Забайкальской краевой детской общественной организации «Республика юных забайкальцев» Т.А.Бусоедова, специалист по воспитательной работе Забайкальского казачьего войска Е.А.Корякина, директор ГУСО «Читинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей им. В.Н. Подгорбунского» К.О. Макарьевская. В ходе подготовки текущего проекта обсуждалось поведение и предпочтение выборки не менее чем 2300 детей г. Читы (ученики 14 и 21 школ, казачата, обучающиеся в подразделениях Забайкальского казачьего войска, воспитанники детского дома им. В.Н. Подгорбунского, воспитанники РЮЗ). Прослеживается четкая и ускоренная динамика погружения детей и подростков в цифровое пространство, отстранение от живого общения и деятельности вне компьютера. Это подтверждается мнением вышеназванных экспертов, онлайн-источниками (например https://moluch.ru/conf/stud/archive/445/17182 https://blog.stopigra.info/komputernaya-zavisimost-y-detei-i-podrostkov ), а так же печатными материалами о схожих исследованиях (например Николаев К., Абдуллаева Ш. Интеллектуальный инсульт. Как в мире роботов остаться человеком и не потерять себя. М.: изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2016). Интересный эксперимент, подтверждающий привязанность современных подростков к виртуальному общению, приводим в прилагаемом файле в разделе 7.1. Данная проблема имеет ряд причин, ключевые из которых перечислим ниже, а их детализацию и подробности приведем в прилагаемом файле в разделе 7.1, так как в текущем разделе количество символов ограничено: - виртуальная реальность иллюзорно помогает ощутить свою значимость для ребят, у которых по тем или иным причинам, не получается установить хорошие отношения с окружающими в «живом» общении; - виртуальные игры и сериалы конкурентнее по остроте ощущений, чем спорт, общение и игры во дворе, и при этом требуют меньше физических затрат; - «эмоциональное обеднение»; - «удаленка» (в свое время, в определенной мере). Ссылки из раздела 7.1 для удобства копирования: МКБ 11: https://iz.ru/756902/2018-06-18/voz-priznala-zabolevaniem-zavisimost-ot-kompiuternykh-igr Исследование по «удаленке»: https://zab.ru/news/127413 У данной проблемы имеется ряд негативных последствий: - снижение двигательной активности; - формирование «закрытого», интровертивного характера; - социальная дезадаптация. Ссылки из раздела 7.1 для удобства копирования: Научная статья: https://media.neliti.com/media/publications/321170-негативное-влиянии-компьютера-и-интернет-3b695eec.pdf Исследование Забайкальских журналистов о последствиях киберзаисимости: https://zab.tv/news/27239 Меры Правительства Забайкальского края: https://zab.ru/news/102878 . Безусловно, данную проблему нельзя оценивать однобоко. Жизнь без современных технологий немыслима. Цифровые данные способствуют быстрому развитию, систематизации знаний, активизации умственной деятельности. Но технологии необходимо использовать рационально, соблюдая временные рамки и рекомендации специалистов по санитарно-гигиеническим нормам при работе с ПК и смартфоном. Конечно, силами одной небольшой команды данную проблему решить невозможно, но можно протянуть руку хотя бы определенному кругу ребятишек и предложить им альтернативу привычным способам общения и времяпрепровождения. Проект «Территория лазертага 3.0» - это уже третья итерация нашей инициативы, и мы можем с гордостью заявить, что смогли хотя бы что-то изменить в проблеме, которую изучаем. По результатам опроса учеников школы №49 после окончания первого проекта (было опрошено 25 человек) выявлено, что командная работа сблизила ребят внутри классов, а 4 человека из опрошенных нашли друзей в параллельных классах благодаря проекту. Промежуточный опрос учеников 21й гимназии в ходе реализации второго проекта, который реализуется сейчас, показывает - 31 человек из 40 опрошенных предпочтут сходить на тренировку по лазертагу чем посидеть за компьютером. Ну а счастливые лица детей на наших мероприятиях говорят сами за себя. Команда проекта предлагает свой вариант решения вышеназванной проблемы для целевой аудитории не менее 2300 человек (а вероятно, участников будет больше). Лазертаг - это спортивное мероприятие, по остроте ощущений и технике стоящее на одной ступени с компьютерной игрой, но в реальной жизни. Здесь и физические усилия, и спортивный интерес, и командная работа. А ресурсы клуба Арена (площадка, оборудование, сплоченная команда) позволяют нам реализовывать свой вариант решения, и реализовывать успешно. Детализация проекта - ниже.