http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink

Психология победителя

Приоритетное направление поддержка и пропаганда физической культуры, спорта, правильного питания и здорового образа жизни
Номинация конкурса

Вам необходимо авторизоваться, чтобы проголосовать

Краткое описание проекта

Проект «Психология Победителя» нацелен на формирование психоэмоционального благополучия, сохранение баланса между высокими целями и заботой о здоровье у подростков в возрасте от 13 до 17 лет, занимающихся биатлоном в г. Чита.
Основной задачей является поддержка юных спортсменов в формировании устойчивого ментального здоровья, позволяющего эффективно управлять эмоциями, справляться с высоким уровнем стресса, тревоги и переживаниями как успеха, так и неудач, характерными для спорта.
Проект направлен на подростков 13-17 лет, находящихся на этапе активного формирования. Данный возрастной период особенно важен, поскольку именно здесь закладываются фундаментальные умения эффективной саморегуляции, устойчивости и способности управлять собой в условиях повышенной конкуренции и интенсивных тренировок.

Содержание проекта включает в себя:
1. Привлечение квалифицированных специалистов в области спортивной психологии для сопровождения спортсменов.
2. Проведение регулярных групповых занятий (не реже одного раза в месяц) и индивидуальных консультаций (не менее четырех раз для каждого участника за период проекта) по развитию эмоционального интеллекта и психологической устойчивости, включая техники снижения тревожности и контроля стресса.
3. Проведение консультаций в триаде "спортсмен-тренер-родитель" (не менее одного раза за проект для каждого участника), тренингов только для тренеров (не менее десяти раз), тренингов только для родителей (не менее трех раз), направленных на формирование целостной системы поддержки вокруг спортсмена, учитывающую различные уровни воздействия (сам спортсмен, семья, окружение).
4. Проведение групповых занятий и индивидуальных консультаций во время участия в соревнованиях для коррекции эмоционального состояния и переживаний в условиях реальных максимальных переживаний.

Система мероприятий включает четыре этапа:
1. Первичная диагностика текущего уровня психологической подготовленности участников.
2. Регулярные групповые занятия и индивидуальные консультации по формированию необходимых навыков.
3. Психологическое сопровождение при участии в соревнованиях соревнованиях.
4. Тренинги с тренерами и родителями для создания поддерживающей атмосферы вокруг подростка.

В связи с дефицитом в г. Чита специалистов в области спортивной психологии в проект будут привлечены квалифицированные спортивные психологи из других регионов. Проведение групповых занятий и консультаций будет проводиться дистанционно, что делает участие и регулярность встреч более доступными даже при плотном графике тренировок и соревнований. Для оценки состояния спортсменов в условиях максимальных переживаний и возможности коррекции предсоревновательной тревожности в реальном времени в рамках проекта будет организовано проведение очных индивидуальных консультаций во время участия спортсменов в самых значимых соревнования (7 выездов за период проекта) .

Реализация проекта предусматривает тесное взаимодействие привлеченных спортивных психологов как с участниками проекта, так и с их наставниками-тренерами и родителями, что обеспечит создание благоприятной поддерживающей атмосферы вокруг подростка.

Опыт руководителя проекта позволяет эффективно организовать проектную деятельность, учитывая специфику и особенности целевой группы. За два года работы с подростками - биатлонистами выработана насмотренность по выявлению слабых сторон у спортсменов и эффективное оказание методов поддержки, что обеспечит высокую релевантность проекту.

Заявка на грант направлена на финансирование мероприятий, обеспечивающих психологическую поддержку подростков, повышение их эмоциональной устойчивости и гармоничное развитию личного потенциала.

Обоснование социальной значимости проекта

По результатам опроса, проведенного среди группы из 60-ти подростков возраста от 12 до 17 лет, занимающихся биатлоном, выявлена потребность самих спортсменов в психологической поддержке для развития навыков управления своими эмоциями и предстартовым волнением, для снижения страха ошибки, в частности на огневом рубеже . Более 70% опрошенных подростков отметили значительное влияние эмоций на выступление на соревнованиях, более 30% - наличие трудностей в управлении своими эмоциями и контролем нервного напряжения, более 50% - страх ошибиться и не справиться со стрельбой. 30% опрошенных подростков выразили готовность пройти курсы психологической подготовки.
Эмоциональная нестабильность в подростковом периоде в сочетании со спортивным напряжением может приводить к негативному влиянию на здоровье спортсмена, повышению травматичности, истощению энергетических ресурсов, снижению самооценки, а также к чрезмерной тревоге и эмоциональному выгоранию.
Развитие ключевых компетенций у подростков в области психологической подготовки и управления своим состоянием позволит сформировать эмоциональную устойчивость.

Социальные проблемы, на профилактику которых направлен проект:
1. Высокий уровень тревожности среди подростков:
Современные подростки испытывают повышенную нагрузку и давление, связанные с учебой, спортом и социальной жизнью. Спортивные соревнования усугубляют ситуацию, приводя к постоянным переживаниям и стрессу. Стресс может возникать из-за высоких ожиданий, страха неудачи, желания показать свои лучшие результаты, а также соперничества с достойными противниками. Влияние стресса может быть огромным: ухудшение концентрации, снижение уровня подготовки, принятие неправильных решений в критических ситуациях, а также физическая усталость и недостаток энергии (https://www.psy-77.ru/blog/podgotovka-k-sorevnovaniyam/).
2. Отсутствие навыков совладания с трудностями:
Многие молодые спортсмены сталкиваются с ситуациями побед и поражений, не имея достаточных ресурсов для конструктивного реагирования на неудачи. Отсутствие навыков саморегуляции негативно сказывается на самооценке (https://scienceforum.ru/2024/article/2018035678 Исследование влияния проигрыша соревнований на эмоциональное состояние у подростков 14-16 лет).
3. Отсутствие доступной специализированной помощи:
Профессиональные спортивные психологи отсутствуют в секция и спортивных школах, что создает пробел в комплексной подготовке молодых спортсменов. Психологическая помощь становится важным фактором успешности (https://psy.su/feed/8867/ Мониторинг эффективности мероприятий психологической подготовки спортсменов)
4. Риск выгорания и преждевременного ухода из спорта:
Высокий уровень требований и ожидания приводят к эмоциональному выгоранию и снижению интереса к спорту. Без должной психологической поддержки многие таланты остаются нереализованными, теряя интерес.
5. Формирование здоровых моделей поведения:
Подростки часто ориентируются на образцы поведения старших товарищей и тренеров, копируя неправильные модели реакции на стресс и трудности. Необходимо развивать правильные установки и методики преодоления трудностей, укрепляя морально-психологическую подготовку.