В проекте команда АНО помощи людям с РАС «МОЙ НОВЫЙ МИР» в партнерстве с Комитетом образования городского округа «Город Чита», МБОУ «СОШ № 6», АНО «РАСсвет» г.Иркутск, региональным отделением ВОРДИ Забайкальского края, разработали проект поэтапного внедрения механизма и структурированной образовательной среды по технологии «Ресурсный класс» - «Давай учиться вместе – инклюзивный маршрут». Площадкой внедрения выбрана МБОУ «СОШ №6», выразившая полную готовность к включению данной технологии в образовательный процесс ( приложение 1). В проекте мы постараемся выстроить путь, который позволит обучать детей с аутизмом в общеобразовательной школе, опираясь на их сильные стороны и не снижая при этом уровень обучения для других учеников. Также позволит показать, что инклюзия приводит к формированию у детей бережного отношения к здоровью, улучшению успеваемости, развитию эмоционального интеллекта (по данным Центра проблем аутизма). Модель «Ресурсный класс» выбрана на основе изучения лучших образовательных практик. Данная модель апробирована в многих регионах России. Особенность модели заключается в том, что каждый ребенок с закреплен за своим общеобразовательным классом, однако в начале пути основной образовательный процесс будет проходить в «ресурсной зоне» - специально оборудованном отдельном классе. С постепенным увеличением часов в регулярном классе. Ресурсная зона делится на четыре части: • зона индивидуальной работы; • зона групповой работы; • зона сенсорной разгрузки и отдыха; • ресурсная зона учителя. Важной составляющей является подготовка команды ресурсного класса и педагогов школы, а также обучение индивидуальных тьюторов (приложение 2). На данный момент проведено обучение психолога. Подготовлен куратор класса специалист по прикладному анализу поведения (АВА) (приложение 3). Подготовительный этап проекта состоит из двух частей: I) Обучение команды прикладному анализу поведения А) Семинары и тренинги. • Обучение команды ресурсного класса применению специальных методик для эффективного обучения детей с РАС; • Проведение практических тренингов: безошибочное обучение, использование подсказок, метод отдельных блоков, коррекция ошибки» • Практический тренинг «Альтернативная система коммуникации PECS». Обучение будут проводить приглашенные специалисты сертифицированной организации «АВА - центр», в период с августа по сентябрь. Б) Формирование толерантной культуры в школе: • уроки доброты; • фильмы и мультики про детей с РАС; • лекции для родителей детей развивающихся в рамках нормы. Уроки доброты будут проводить куратор и учитель ресурсного класса. II) Проведение входной диагностики учебных навыков по протоколу ABLLS-R у детей целевой группы. Реализация проекта. • 1 сентября 2022 г. начинается образовательный процесс. Дети с РАС, включенные в модель «Ресурсный класс», получают максимальный уровень индивидуальной поддержки в условиях с минимальными внешними раздражителями. Такое соотношение достигается благодаря тому, что каждый ребенок обучается с индивидуальным тьютором и учителем ресурсного класса в структурированном пространстве. Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, специалисты будут пошагово включать обучающихся в образовательный процесс при помощи прямой и обратной инклюзии. • Команда ресурсного класса будет организовывать совместные игры и занятия учеников с РАС со сверстниками из регулярных классов. Занятия и игры будут подобраны таким образом, что помогут детям с РАС показывать свои лучшие стороны и не уступать типично развивающимся сверстникам. • Команда ресурсного класса организует для родителей детей ресурсного класса семинары, помогающие им включиться в сотрудничество с педагогами, для объяснения базовых подходов работы с нежелательным поведением и организацией учебного процесса, применяемых и дома. Для создания предпосылок к тиражированию данной модели в другие школы региона планируется организация двух групп. Группа родителей (не менее 30 человек) детей С РАС, детей с интеллектуальными нарушениями, сложным поведением. Группа, состоящая из педагогов школ (не менее 30 человек). Будут проводиться семинары по методикам с доказанной эффективностью, по этапами внедрения модели «Ресурсный класс», преимущества модели. Проект «Давай учиться вместе – инклюзивный маршрут» разработан на основе: • Пособие «Ресурсный класс». Пошаговое описание модели. • Пособие «Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе», выпущенном при участии Фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход» и АНО содействия инклюзии детей с РАС «Ресурсный класс». • Опыт АНО «РАСсвет» • РОО помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт» г. Москва, • Обучение в «Московском институте психоанализа» по курсу повышения квалификации «Разработка и внедрение модели инклюзии на основе методов структурированного обучения с технологией ресурсной зоны «Включи меня!» • Образовательный курс «5 шагов к ресурсному классу».
Обоснование социальной значимости проекта
Аутизм наблюдается примерно у 1 из 59 детей, и эта цифра увеличивается по мере того, как клиницисты стали лучше распознавать симптомы аутизма. Ежегодное увеличение выявления детей с расстройством аутистического спектра (РАС) приводит к росту численности обучающихся детей с РАС. Организация обучения детей с РАС требует создания специальных образовательных условий, способствующих адаптации детей и их интеграции в общеобразовательную среду. В 2018 г. увеличение обучающихся детей с РАС по сравнению с 2017 г. составило 43,47 %. Примерно на столько же увеличилось число обучающихся детей с РАС в 2020 г. по сравнению с 2018 г. (43,33%), и в 2020 г. по сравнению с 2019 г. (42,46%) ( аналитическая справка с данными мониторинга приведена в приложении 4). Несмотря на то, что диагноз "аутизм" известен 60 лет, в вопросах развития и обучения детей с РАС всё ещё существуют серьёзные проблемы. Принятый в 2012 г. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет право родителей на выбор формы образования для ребёнка, включая инклюзивное образование, но остаётся непонятным механизм получения качественного образования детьми с РАС и включение их в общеобразовательные классы. Наблюдается противоречие: есть закон, дающий право на образование, но реализация этого права очень затруднена. В настоящее время, согласно закону, родители могут требовать включения ребёнка с РАС в класс общеобразовательной школы, но в реальности правом на доступное образование могут воспользоваться не все. Чаще всего школы не могут предоставить необходимую форму инклюзивного образования и родителям предлагается домашнее (индивидуальное) обучение обучаться. Реализация права детей с РАС на инклюзию затруднено по многим причинам: - нет систематического сбора статистических данных, которые позволили бы получать информацию о реальном количестве детей с РАС, оценить их потребность в образовании и произвести расчёт и планирование необходимых объемов бюджетного финансирования. - отсутствие необходимого финансирования школ, и следовательно, отсутствие либо недостаток средств на организацию специальной образовательной среды; - отсутствие мониторинга качества образования, опирающегося на определённые показатели, разработанные с учётом которые необходимо разработать с учётом динамики развития каждого ребёнка и успешности освоения им образовательной программы; В Забайкальском крае ситуация, усугубляется тем, что отсутствуют законодательно закрепленные нормативы «подушевого» финансирования каждого из девяти видов адаптированных образовательных программ, в том числе и на детей с РАС. По этой причине, школы, открывающие ресурсные классы, не могут рассчитывать на дополнительное финансирование, которое могло бы покрыть расходы на оплату работы педагогов и тьюторов, обязательной для данной модели образования. Предоставляемый нами проект создан для реализации права детей с РАС на инклюзивное образование в организованном «Ресурсном классе» школы № 6. В настоящее время в школе уже обучается 56 детей с ОВЗ из них - 25 детей с инвалидностью; 30 детей находятся на домашнем или индивидуальном обучении, в том числе и все дети с РАС. Большинство детей с РАС испытывают трудности в обучении, даже если учебный процесс организован в соответствии со специальными образовательными программами (8.1-8.4). Как показал анализ научных публикаций по данной теме и отзывов родителей, основная причина трудностей обучения детей с РАС в общеобразовательной школе - отсутствие (или недостаточная организация) образовательной среды, которая учитывала бы их особые потребности. Практически всё педагоги и родители сталкиваются с отсутствием сформированного учебного поведения у детей и с поведенческими нарушениями учеников с РАС большей или меньшей степени выраженности, которые максимально препятствуют осуществлению образовательного процесса. Низкая учебная мотивация, нежелание сотрудничать со взрослым, низкий познавательный интерес, негативизм, а так же нежелательные поведенческие реакции делают практически невозможным усвоение даже доступного и адаптированного учебного материала. Опыт организации образовательного процесса для детей с РАС в других городах нашей страны, показывает, что наиболее качественно осуществляется обучение в ресурсных классах с применением прикладного анализа поведения, методы которого помогают успешно справится с выше перечисленными особенностями детей с РАС. Опираясь на данные выводы, взяв за основу работающую модель образования для детей с РАС, мы приступили у реализации представленного проекта. Ресурсный класс, начинающий свою деятельность в 6 школе с 01 сентября 2022 г., является пилотным проектом для г. Читы, так как это первый класс в регионе, работа в котором основана на применении прикладного анализа поведения. Класс будет функционировать под методическим руководством внештатного специалиста - куратора класса, имеющего подготовку в области прикладного анализа поведения и квалификацию поведенческого аналитика.