http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink

УмКа - умеет каждый

Приоритетное направление Развитие науки, образования и просвещения
Номинация конкурса продвижение и популяризация науки

Вам необходимо авторизоваться, чтобы проголосовать

Краткое описание проекта

Проект для младших школьников «УмКа – умеет каждый» задуман как продолжение и расширение образовательных границ проекта-победителя Фонда президентских грантов «Лабораториум – инновационная площадка для участников естественно-научного общества школьников», который был успешно реализован в 2021 году. Данный проект вызвал интерес к изучению дисциплин естественно-научного цикла: физика, химия, биология, география у младших школьников, которые активно включились и успешно приняли участие в запланированных мероприятиях.
Проект «УмКа – умеет каждый» направлен на повышение качественных результатов младших школьников, основанных на преемственности образовательных процессов начальной и основной школ.
Проект «УмКа – умеет каждый» дополнен ещё одним предметом общественно-научного цикла – история.
Реализация проекта для младших школьников позволит не только повысить качество знаний в основной школе, но и повысить значимость изучения предметов представленных циклов в новых исторических условиях.
Для более продуктивной и инновационной работы необходимо дополнить лабораторию оборудованием, соответствующим возрастным особенностям младших школьников, совместно выработать методические рекомендации для учителей начальной школы и учителей-предметников и определить направления дальнейшей работы.

Обоснование социальной значимости проекта

Актуальность проекта «УмКа – умеет каждый» заключается в том, что он является логичным продолжением проекта «Лабораториум» и создан по запросу младших школьников и их родителей, основываясь на заинтересованности предметами естественно-научных и общественно-научных направлений.
Изучение химии, физики, биологии, географии, а также истории на первой и важной ступени в системе образования закладывает основу будущей личности. Урок Окружающего мира в начальной школе – это не только работа с материалами учебника, но и наблюдения, опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, фотоаппарата, а также цифровых лабораторий во внеурочное время. Для повышения мотивации и активного интереса в среднем звене необходимо расширить работу в начальной школе разнообразными видами деятельности по этим направлениям на внеурочных занятиях с использованием оборудования лаборатории, дополняющим стандартные учебные пособия, а также требуется совместная работа учителей начальных классов и учителей-предметников основной школы.
Вопросы преемственности в образовании являются актуальными во все времена. В образовательном процессе всё должно быть взаимосвязано. Учителя-преемники должны работать со всей начальной школой в целом, а не только с 4 классом при переходе в 5 класс. Проблема преемственности заключается не только в отличии педагогических принципов и методических приемов обучения, но и в различии взглядов на младших школьников учителями начальных классов и учителями, работающими в среднем звене, которые не всегда учитывают их возрастные особенности, что приводит к снижению успешности в обучении при переходе на программы основного общего образования. Проект «УмКа – умеет каждый» позволит выстроить преемственность начального и основного уровней обучения, позволит выступить учителям-предметникам в роли наставников в организации обучения по профильным предметам во внеурочное время и, несомненно, позволит расширить кругозор младших школьников по предметам естественно-научного и общественно-научного направлений. Совокупность представленных факторов повысит качество обученности в среднем звене и повысит образовательные результаты старших школьников.
Проект «УМка-умеет каждый», являясь преемником проекта «Лабораториум», дополнен ещё одним предметом общественно-научного направления – «История», тем самым расширяя свою социальную значимость и образовательную составляющую учебного процесса.
Анализ результатов ОГЭ и ЕГЭ по истории, который ежегодно проводит ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений), показывает, что более трети школьников, выбравших ЕГЭ по истории, слабо знают этот предмет. Проблему качества исторической подготовки школьников показывают и проводимые Рособрнадзором Всероссийские проверочные работы (ВПР). В учебном предмете Окружающий мир в начальной школе достаточно много тем посвящено историческим событиям, поэтому на начальном этапе необходима взаимосвязь младшего и среднего звеньев для более полного и взаимосвязанного изучения предмета «История» в старших классах.
В 2022 году в программу внеурочной деятельности включены классные часы «Разговоры о важном», где большинство тем также говорят о важности вклада в защиту исторической правды. Владимир Владимирович Путин, выступая на Первом Всероссийском школьном историческом форуме «Сила – в правде!» в 2022, сказал: «Глубокое знание своей истории, уважительное, бережное отношение к великому патриотическому, духовному, культурному наследию Отечества позволяет делать верные выводы из прошлого».
Таким образом, социальная значимость проекта для младших школьников «УМка – умеет каждый» заключается:
во-первых, в социальном запросе младших школьников и родителей с возможным расширением охвата обучающихся начальных классов школ г. Читы при условии создания соответствующих условий для изучения предметов естественнонаучного и общественно-научных дисциплин с учётом возрастных особенностей младших школьников;
во-вторых, в важности преемственности в обучении начального и среднего звена для повышения качества образовательного процесса и образовательных результатов, где учителя начальных классов и учителя-предметники выступят в роли педагогов-наставников в вопросах воспитания и обучения, что немаловажно и актуально, как во все времена, так и в «Год педагога и наставника». 27 июня соответствующий указ подписал Президент России Владимир Владимирович Путин;
в-третьих, включение в проект предмета «История» расширяет его познавательные границы и заключается в важности обсуждения исторических событий и в актуальности исторического просвещения, начиная с начального уровня образования. «Ничего важнее правды не существует. Историческая память – это не только прошлое, это еще и будущее. Самые сложные уроки дает нам жизнь, и особенность этих уроков заключается в том, что если их не выучить до конца, то они возвращаются» - подчеркнул С. Кириенко.