Проект направлен на вовлечение детей в здоровый образ жизни через игровую спортивную активность путем обучения основам бадминтона. Бадминтон используется как доступный и эффективный инструмент физического развития. Концепция проекта — применение игрофикации в процессе обучения и тренировок, что делает занятия увлекательными и доступными для детей с разным уровнем физической подготовки. Для достижения цели необходимо сформировать у обучающихся интерес и позитивный опыт освоения начальных навыков бадминтона, поэтому целесообразно использовать игровые технологии как совокупность приемов, средств и методов организации процесса в форме игры в обучении основам бадминтона. Проведение ознакомительных мероприятий, а также поддержка мотивации детей к занятиям с помощью игрофикации тренировочного процесса позволит не только обрести базовые навыки игры в бадминтон, повысить уровень физической активности, развиваться физически и социально, улучшая качество жизни, но и получать удовольствие от тренировок, положительные эмоции, которые повышают удовлетворенность занятиями. Учитывая, что в младших классах у детей закладываются устойчивые интересы и ценности, которые оказывают влияние на ход дальнейшего развития, именно возраст 7-11 лет важен для привития ЗОЖ. Целевой группой проекта были приняты дети, обучающиеся в первых - четвертых классах школ г. Читы. Современные дети, проводя большую часть свободного времени за компьютером, гаджетами, страдают от недостатка движения, в связи с этим необходимо проведение мероприятий, вовлекающих в физическую активность. Для приобщения детей к занятиям физкультурой и спортом предлагаются занятия динамичной игрой – бадминтоном, развивающим координацию, выносливость, скоростно-силовые качества, укрепляющим нервную систему, глазодвигательный аппарат и способствующий воспитанию положительных морально-волевые качеств личности. Предлагается включить в процесс тренировок такие механизмы как системы индивидуального подсчета очков за освоенные навыки в бадминтоне, рейтинговые списки, поощрения. Для нового поколения, выросшего на технологиях, игрофикация — неотъемлемая часть жизни. Элементы, похожие на игры сделают физическую активность более увлекательным и приятным занятием. Традиционные спортивные мастер-классы, которые будут длительными и утомительными для современных детей, предлагается заменить квест-игрой о бадминтоне, что сделает спорт более доступным и привлекательным в быстро меняющейся реальности современных детей и подростков. Знакомство и обучение основам бадминтона с использованием игрофикации создаст у детей необходимую позитивную мотивацию и им будет легче войти в активный образ жизни. Для измерения результатов проекта дети пройдут входное и итоговое тестирование и примут участие в турнире.
Обоснование социальной значимости проекта
Актуальной проблемой в современных условиях является приобщение граждан, особенно детей, к здоровому образу жизни, что соответствует национальным целям развития Российской Федерации на период до 2030 г. В рамках национальных целей в Указе Президента от 7 мая 2024 г. N 309 [1] поставлены задачи формирования здорового образа жизни, создания условий для своевременной профилактики заболеваний и привлечения граждан к систематическим занятиям спортом; а также повышение уровня удовлетворенности граждан условиями для занятий физической культурой и спортом. По данным государственной статистики доля граждан, ведущих здоровый образ жизни в Забайкальском крае на март 2025 года составила лишь 5,6%. [2] А по данным ВОЗ у 79,1% мальчиков и у 80,9% девочек в РФ недостаточная физическая активность. Этот факт сказывается на здоровье населения, т.к. отсутствие регулярной физической активности увеличивает риск различных заболеваний, таких как ожирение, слабость костно-мышечного каркаса и сердечно-сосудистые заболевания. Согласно данным опроса, проведенного среди родителей школьников г. Читы, дети проводят большую часть свободного времени за компьютером, гаджетами, что часто приводит к недостатку движения. По опросам Росстата, более 80% молодежи свободное время проводят с друзьями за компьютером и с мобильными устройствами. [8] По статистике, приведенной российскими исследователями, до 85% дневного времени дети школьного возраста находятся в статичном положении, у младших школьников произвольная активность занимает только около 18% времени. Это приводит к недостаточной сопротивляемости простудным и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки формирования слабого сердца, малая физическая активность часто сопровождается неправильным питанием и ведет к избыточной массе тела, провоцируя дальнейшее снижение физической активности. [3] По информации Министерства здравоохранения, профилактические осмотры, проведенные в 2023 году, показали, что только 30,5% детей от рождения до 17 лет в Забайкальском крае признаны полностью здоровыми.[9] Решение этой проблемы – занятия бадминтоном, интересной и очень динамичной игрой. Бадминтон – один из самых энергозатратных и быстрых видов спорта, в нем одинаково хорошо тренируются все мышцы тела. Бадминтон занимает 13 место среди самых полезных и безопасных видов спорта для детей. Британский фонд по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями указывает, что «регулярная игра в бадминтон может помочь укрепить сердечную мышцу и снизить риск закупорки кровеносных сосудов, предотвращая развитие ишемической болезни сердца» [4]. Исследование департамента общественного здравоохранения и клинической медицины Университета Умео в Швеции, показало, что этот вид спорта приводит к увеличению костной массы у подростков-спортсменов. Следовательно, бадминтон потенциально снижает последующую её потерю, предотвращает развитие различных болезней и развивает подвижность суставов [5].По рекомендации ВОЗ дети в возрасте от 5 до 17 лет должны уделять активным физическим нагрузкам не менее 60 минут ежедневно. Однако в школьной программе отсутствует возможность проведения ежедневных уроков физической культуры, а в программах по физкультуре представлен лишь узкий спектр спортивных дисциплин, что отрицательно влияет на уровень мотивации к постоянным занятиям спортом у детей. Проведенная оценка влияния занятий физкультурой и спортом на состояние здоровья населения в Забайкальском крае [6] доказывает, что достаточная спортивная активность оказывает положительное влияние на физическое и психическое развитие, а также социальную адаптацию детей. По данным ВЦИОМ одним из основных барьеров у детей к регулярным физич. тренировкам является отсутствие их собственного желания[10]. Поэтому немаловажной частью проблемы недостаточности физической активности детей, которые представляют целевую группу проекта, являются неэффективные методы вовлечения детей в физическую активность и отсутствие механизмов влияния на мотивацию. Данный вывод подтверждается результатами опроса родителей школьников, обучающихся в СОШ №11,2,44 Читы. Также нами был проведен эксперимент в СОШ №11: с одной группой обучающих был проведен стандартный мастер-класс как урок физической культуры, для второй группы мастер-класс с применением игровых методик обучения. В результате вовлеченность детей второй группы была выше, а у 50% детей появилось желание записаться в спортивную секцию. Применяя игровые технологии и практики, тренер создает условия активизации как внешней, так и внутренней мотивации детей [7]. Проектом предлагается проведение мероприятий вовлекающих в физическую активность с применением игровых технологий при обучении основам бадминтона, а также использование игрофикации при организации систематических тренировок. Тренировки по бадминтону идеально подходят для игрофикации, т.к. это индивидуальный и доступный вид спорта, что позволит ввести одинаковую систему рейтинга для детей с различными физическими данными, не разбивая их по половому признаку.