В настоящее время развитие креативных индустрий в регионах является приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации. Творческие люди и проекты "перезагружают" регионы и служат драйвером экономики, повышая инвестиционный и туристический потенциал региона, создавая новые рабочие места, развивая сопутствующие сектора. Кроме того, развитие креативных индустрий в регионе позволяет удерживать молодых специалистов, а город делать современным и дающим возможности для раскрытия творческого потенциала. Идустрия моды - это многогранное и многостороннее явление. С одной стороны мода связана с культурой, а с другой, с экономическими процессами, и напрямую влияет на развитие текстильного производства, сельского хозяйства, химической промышленности и машиностроения. Хотелось бы обратить внимание на то, что региональные недели моды есть практически во всех крупных городах России (Московская Неделя Моды, St.Petersburg Fashion Week, "Сибирские бренды" в Красноярске, Неделя Моды в Новосибирске, Иркутская Неделя Моды и др.). К огромному сожалению, в нашем регионе модная индустрия только зарождается. На добровольных началах на протяжении трех лет нашей командой велась большая работа по объединению талантливых специалистов в швейном деле, были отшиты первые дизайнерские коллекции, было положено начало созданию первых региональных швейных брендов, были проведены мероприятия с целью привлечения внимания к индустрии. Проведенная работа нашла отклик не только у дизайнеров, но и у жителей города, что говорит о том, что данная тема сейчас как никогда актуальна для региона, а создание имиджевого регионального события в сфере креативных индустрий "Забайкальская неделя моды" послужит важным толчком к развитию модного дела и легкой промышленности в Забайкалье. Основная идея проекта заключается в развитии и популяризации индустрии моды (швейного дела), формировании эстетического вкуса и культуры населения, поддержки представителей модной креативной индустрии и создания культурного модного кода Забайкалья через организацию комплекса мероприятий, объединенных общим названием - "Забайкальская неделя моды". Целевой аудиторией нашего проекта являются следующие группы: 1. Студенты и выпускники профессиональных швейных училищ 2. Дизайнеры-модельеры, швеи 3. Модели 4. Ремесленники В рамках заявленного проекта предусмотрено проведение целого комплекса взаимосвязанных, решающих главные проблемы индустрии, мероприятий: 1. Проведение конкурса среди дизайнеров-модельеров Забайкальского края на разработку коллекции одежды (заданная тема "Культурный модный код Забайкалья") и выделение финансирования на пошив 2. Смотр созданных дизайнерами коллекций, примерки на моделях, работа со стилистом 3. Проведение панельной дискуссии по вопросам развития модной креативной индустрии с представителями органов власти 4. Обучающие мастер-классы от приглашенных спикеров для дизайнеров с целью повышения квалификации 5. Организация торгово-выставочной площадки дизайнеров Pop-Up на территории ТРЦ, организация мастер-классов по росписи и пошиву одежды для жителей и гостей города 6. Проведение гала-показа и торжественного награждения участников и победителей проекта, выставки-маркета ремесленников 7. Создание сайта. Данный комплекс мероприятий решает ряд острых проблем, помогая популяризировать швейное дело в Забайкалье, создавая благоприятную атмосферу для появления новых брендов, способствуя улучшению качества жизни благополучателей, дает пищу для благоприятной информационной среды и решает вопрос "А в чем же изюминка Забайкальской моды".
Забайкальским дизайнерам нужны вера в их деятельность, поддержка и внимание со стороны государства и неравнодушных граждан. Уверены, что проект "Культурный модный код Забайкалья глазами дизайнеров, "Забайкальская неделя моды" не только поможет в решении насущных проблем в индустрии, но и станет одним из самых любимых, ярких, интересных для туристов и жителей региона, событий.
Обоснование социальной значимости проекта
Согласно статистическим данным на сайте Росстата, Забайкалье стало лидером ДФО по убыли населения за 2023 год. Миграционная убыль составила 4111 человек. Молодые специалисты покидают регион по причине того, что не в полном объеме могут реализовать свои возможности в родном крае. Особенно остро касается эта тема швейной отрасли, студенты и выпускники профессиональных училищ не могут найти применение своим знаниям на практике в Забайкалье и сталкиваются с целым рядом проблем: - отсутствием интереса к развитию локальных модных брендов - отсутствием поддержки отрасли - отсутствием профильных мероприятий, направленных на популяризацию модной индустрии в регионе.
Большим толчком для того, чтобы разговор о развитии легкой промышленности в регионе состоялся, стало мероприятие "FASHION FEST", организованное "Мой Бизнес" в 2024 году. Наша команда выступила в качестве инициатора и подрядчика данного мероприятия, которое стало первым крупным событием за последние восемь лет в мире моды Забайкальского края. В рамках данного фестиваля на круглом столе с министром экономики Забайкальского края Жаргалмой Бадмажаповой прошло обсуждение проблем в сфере легкой промышленности Забайкалья. В центре внимания оказался вопрос кадрового обеспечения, так как сегодня в Забайкалье наблюдается острый дефицит профессиональных швей. Министр озвучила: «Необходимо провести совместную встречу с нашими ВУЗами, чтобы кадровую проблему постепенно устранить. Большое значение имеет популяризация швейного дела, повышения имиджа такой профессии. В этом могут помочь выставки. Будем думать о том, как представить продукцию наших дизайнеров и производителей на предстоящем Восточном экономическом форуме и других больших площадках». Источник - https://75.ru/news/355615 Таким образом, на встрече были выявлены три основные проблемы отрасли: 1. Дефицит кадров, образовавшийся по причине того, что швейное дело в глазах молодежи в большинстве случаев стало ассоциироваться с бесперспективным, низкодоходовым занятием, несмотря на то, что швейные профессии являются одними из самых древних и востребованных 2. Отсутствие поддержки модной креативной индустрии в регионе 3. Проблемы с реализацией продукции.
С целью решения вышеобозначенных проблем отрасли, согласно ФЗ № 474016-8 "О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации" планируется реализация проекта "Культурный модный код Забайкалья глазами дизайнеров, "Забайкальская неделя моды". Помимо решения проблем отрасли, задача команды проекта - сделать "Забайкальскую неделю моды" главным мощным социально-культурным креативным событием региона в индустрии швейного дела и моды. Хотелось бы обратить внимание и на то, что региональные недели моды есть практически во всех крупных городах России, что является показателем хороших перспектив отрасли (Московская Неделя Моды, St.Petersburg Fashion Week, "Сибирские бренды" в Красноярске, Неделя Моды в Новосибирске, Иркутская Неделя Моды и др.).
Социальная значимость проекта так же подтверждается и результатами собственных исследований целевой аудитории. Был проведен опрос среди трех целевых групп проекта (студенты швейных профессий, опытные дизайнеры-модельеры и модели) с целью выявления проблем и оценки актуальности заявленного проекта. Результаты опроса (ответы прикрепили в п.7.1): 1. Опрошены 11 студентов и 10 выпускников швейных профессий, средний возраст 25 лет, 57% опрошенных имеют опыт швейной деятельности от года до трех. Из этого 29 % никогда не принимали участие в показах. 48% из числа опрошенных имеют желание создать собственный бренд одежды и готовы поучаствовать в конкурсе дизайнеров на разработку и пошив коллекции в Забайкальском духе, 14% изъявили желание состоять в сообществе дизайнеров. Четыре проблемы, с которыми столкнулись опрошенные студенты и выпускники: - Нехватка финансирования на создание первой коллекции - Нехватка знаний - Отсутствие внимания к индустрии - Отсутствие доступных площадок для проведения показов. 2. Опрошены 24 опытных дизайнера , средний возраст 40 лет, 79% имеют опыт работы более трех лет. 63% принимали ранее участие в модных мероприятиях, 37% никогда в подобных мероприятиях не участвовали. 33% из числа опрошенных и не имеющих своего бренда, имеют желание создать собственный бренд одежды, 75% готовы поучаствовать в конкурсе дизайнеров на разработку и пошив коллекции в Забайкальском духе. Четыре проблемы, с которыми столкнулись опытные дизайнеры: - Нехватка финансирования - Нехватка знаний - Отсутствие внимания к индустрии - Отсутствие площадок для продажи изделий.
Продвигать местные бренды призвал регионы и сам Президент России В.В. Путин во время «Прямой линии»: «Нужно взять это под контроль и всячески способствовать продвижению региональных брендов. Это существенным образом разнообразит наш рынок, сделает его интересным, насыщенным и более привлекательным для потребителя. У нас в регионах есть чем гордиться».