http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink

Семейские сумели, и я смогу

Приоритетное направление Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства
Номинация конкурса социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовка их к самостоятельной взрослой жизни

Вам необходимо авторизоваться, чтобы проголосовать

Краткое описание проекта

Наш проект «Семейские сумели, и я смогу!» призван помочь студентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детям из неблагополучных семей в приобретении семейных ценностей, общежитейских умений и навыков через приобщение к самобытной культуре семейских Забайкалья.
Реализация нашего проекта планируется на территории Красночикойского района Забайкальского края в студенческом общежитии колледжа, где проживают 85 студентов. Из них 8 относятся к категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, 40 студентов из неблагополучных семей, у которых не сформирован образ крепкой успешной семьи, не развиты общежитейские умения и навыки. Это нарушает процесс включения их в жизнь общества. Судьбы ребят во многом зависят от той помощи и поддержки, которую они могут получить на пороге взрослой жизни. Но мало просто научить ребят готовить, ухаживать за собой, обустраивать свой быт. Нужно, чтобы формирование этих навыков шло через душу, а понятия «семья», «Родина», «патриотизм» приобрели высокий статус.
Проект с таким названием возник не случайно. Авторы проекта живут и работают в Забайкалье, в Красночикойском районе. Это место, куда во второй половине XVIII века были сосланы за религиозный раскол старообрядцы. Ссылали целыми семьями. Отсюда и название - семейские. Семейские чикояне из поколения в поколение передавали опыт предков и сумели до наших дней сохранить нравственные основы, семейные ценности и самобытную культуру. Осознавая уникальность нашего района, мы разработали проект «Семейские сумели, и я смогу!» Семейские пришли на берег Чикоя и смогли выжить, обустроиться, наладить быт, сформировать устои. Именно поэтому и название нашего проекта "Семейские сумели, и я смогу!" В рамках проекта запланированы экскурсии в Красночикойский краеведческий музей, в музей «Изба семейского крестьянина» в селе Архангельское, поездка в Чикойский Иоанно - Предтеченский монастырь в селе Урлук, экспедиции по сбору фольклора в селах района. Предусмотрено оборудование комнаты для проведения занятий, где будет зона для проведения круглых столов, семинаров; музейная зона (предметы быта, одежда, посуда семейских, собранные студентами); зона для приготовления пищи. Планируется создание клубного объединения «Домострой», на занятиях которого мы узнаем, что было основой семьи староверов, как воспитывалась молодежь, как устроен дом и домашнее хозяйство семейских, как питались наши предки в будни и праздники, каковы основные обрядовые блюда и традиции, какую одежду носили, какие песни пели. На занятиях мы приобретем ряд полезных для жизни умений и навыков. Итоговым мероприятием проекта будет защита проектов «Мой будущий дом».
Считаем, что духовный опыт предков - семейских поможет студентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детям из неблагополучных семей приобрести нравственные основы, семейные ценности, общежитейские умения и навыки и как результат поможет стать настоящими гражданами России.

Обоснование социальной значимости проекта

«Родина», «род», «семья»… Как близки эти слова! Род и семья - слова синонимы. Родина, в каком-то смысле, тоже семья, только большая. Так с чего же начинается Родина? Наверное, с чувства дома, с привязанности к родным и близким людям, с чувства ответственности за них. Если ребенок не принимает участия в делах дома и семьи – не следит, не бережет, не созидает – то он напоминает ленивого квартиранта, которому ничего не дорого в чужом доме, дворе, городе. И любить место, где живет, он не будет. Ответственность и привязанность воспитывают чувство любви к семье, к Родине: ребенку не всё равно, как выглядит его жилище, как живется близким, как развивается его деревня, город, край, регион, страна. То есть любовь к Родине, чувство патриотизма начинается с любви к семье и дому
Президент России Владимир Путин считает, что любовь к Родине закладывается, прежде всего, в семье. Об этом он сказал по время вручения государственных наград в Кремле 20 декабря 2022 года. Президент отметил, что чувство преданности своей стране и народу идёт из семьи и от близких людей.
В настоящее время наблюдается, как профессионально организованная пропаганда может легко изменить сознание людей, когда нарушается ценностная ориентация общества, обесцениваются нравственные и моральные основы, в том числе и семейные. Особенно, если наблюдается семейное неблагополучие. В таких семьях между людьми отсутствуют общие интересы, взаимопонимание, нарушается ценностная ориентация, которая отвечает общественным нормам и требованиям, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, в том числе и воспитательная. У ребенка отсутствуют какие-либо нравственные основы, не сформированы общежитейские умения и навыки. Дети занимают последнее место в жизни родителей. Злоупотребление спиртными напитками – частое явление в таких семьях. Иногда это приводит к лишению родительских прав. Ребенок оказывается оторванным от семьи, в детском доме. Так и получается, что ребёнок оказывается в ситуации диссонанса относительно семейных ценностей, что приводит к трудностям в развитии и формировании личности ребенка, сложностям в адаптации его в социуме. Данные проблемы особенно остро проявляются в подростковом возрасте, когда у ребенка формируется чувство взрослости, проявляется самосознание, но отсутствует пример крепкой семьи, нравственные ориентиры. В этот момент они наиболее растеряны, уязвимы и подвержены влиянию.
Именно в этом возрасте (от 15 лет и старше) молодые люди начинают профессиональное обучение в нашем колледже. Поступив в колледж, ребята заселяются в общежитие, где им приходится решать множество задач. Это умение разбираться в людях, разрешение конфликтов с соседями, способность не впадать в панику в трудных жизненных ситуациях. Это множество частных, но весьма существенных проблем функционального характера: уход за собой, приготовление пищи, уборка и ремонт жилья, рациональное использование средств на покупки и другое. Для детей – сирот переход из-под опеки государства к самостоятельной жизни является одним из самых критических моментов, чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью. Объясняется это тем, что в учреждении о них заботились, их обеспечивали всем необходимым. При выходе из учреждения выпускникам детского дома фактически предстоит впервые самостоятельно выстроить и организовать свое жизненное пространство. Подобные проблемы возникают практически у всех молодых людей. Однако выпускники детских домов и дети из неблагополучных семей не могут рассчитывать на поддержку и помощь семьи. В общежитии Красночикойского филиала Читинского политехнического колледжа проживают 85 студентов, из них 8 относятся к категории дети сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, 40 студентов из неблагополучных семей. По результатам наблюдения, анкетирования 70% ребят испытывают трудности в приготовлении пищи, проведении уборки, планировании бюджета, взаимоотношениях со сверстниками, в оформлении документов. Низкий уровень социальной компетентности молодых людей нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений. Судьбы ребят во многом зависят от той помощи и поддержки, которую они могут получить в этот период.
Мало просто научить ребят готовить, ухаживать за собой и своим жилищем. Нужно, чтобы формирование этих навыков шло через душу. Понятия «семья», «Родина», «патриотизм» должны получить высокий статус.
Осознавая уникальность нашего района, мы разработали проект «Семейские сумели, и я смогу!» Считаем, что духовный опыт предков – семейских, который они бережно сохранили до наших дней, для молодого поколения может служить примером создания своего дома, крепкой семьи, становления личности и настоящего гражданина России.