Проект посвящен комплексному психолого-педагогическому сопровождению детей с аутизмом, стабилизации эмоционального состояния их родителей и оказанию помощи в выстраивании перспективы будущего их детей с помощью ребят-молодых инвалидов, которые смогли найти свое место в жизни и стать полноценными членами общества. В проекте реализуется несколько направлений работы: 1. Групповое и индивидуальное психологическое сопровождение детей с аутизмом. Оно будет осуществляться специалистами фонда с помощью новейших психолого-педагогических методик: комплекса психодиагностических методик "Лонгитюд-5", метода сенсорной интеграции*, метода Tomatis** и других . 2. Социализация детей с аутизмом. Эта работа будет проводиться с помощью студентов-волонтеров психолого-педагогического факультета Забайкальского государственного университета. Волонтеры проводят для детей с аутизмом мероприятия в виде квест-игр в группах*** и индивидуально (в случаях, когда участие ребёнка с аутизмом невозможно в группе). Ребята с аутизмом примут участие в краевом инклюзивном фестивале детского художественного творчества "Красоту мира сердцем чувствуя" Забайкальской региональной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов". Подготовку к участию в конкурсе будут осуществлять психологи и волонтеры проекта. 3. Психологическое сопровождение родителей детей с аутизмом, принимающих участие в проекте. Это направление, в первую очередь, будет направлено на стабилизацию эмоционального состояния, мотивацию родителей детей с аутизмом, расширение перспективы будущего своих детей. Одной из главных идей этого направления является организация учебных/показательных мастер-классов, встреч, где главными ведущими будут являться лица с инвалидностью (в большинстве - молодые ребята студенты). Цель таких мероприятий - снятие психологических барьеров у родителей, которые воспитывают детей с аутизмом, осознание возможностей своих детей и в конечном итоге, прорисовывание перспективы их будущего. Таким образом, одна целевая группа проекта (молодые ребята с инвалидностью) поможет решить задачи проекта другой целевой группе (родителям детей с аутизмом). Стабилизация эмоционального состояния будет проводиться посредством занятий в арт-терапевтической мастерской по живописи. В то время, пока родители будут находиться на учебных/показательных мастер-классах и работать в арт-терапевтической студии, их дети будут находиться под присмотром студентов-волонтеров, обучающихся на психолого-педагогическом факультете ЗабГУ. Участие детей с аутизмом и их родителей в проекте будет бесплатным. Хотелось бы добавить, что в проекте примут участие не только городские дети с РАС. В проекте примут участие дети с аутизмом из районов Забайкальского края: Петровск-Забайкальского, Могойтуйского, Нерчинского и других. *Сенсорная интеграция - это метод коррекции первичного нарушения при аутизме. Практически реализация проекта позволит запустить совершенно новое направление в работе нашего фонда и усилить возможности психо-коррекционной работы для "аутят" в нашем городе. **Tomatis-терапия - психологический аппаратный метод, который хорошо зарекомендовал себя в работе с детьми с нарушениями в развитии, в том, числе с аутизмом. ***групповые мероприятия будут проводиться с соблюдением противоэпидемических требований, которые будут установлены в эти сроки на территории Забайкальского края.
Обоснование социальной значимости проекта
До сих пор непонятны причины резкого увеличения числа детей с аутизмом*. Но, к огромному сожалению, количество детей с РАС** растет в геометрической прогрессии. Для города Читы Забайкальского края и его районов эта проблема не стала исключением. Так, только в родительской группе в вайбере "Чита. Забайкальский край. Аутизм. РАС." по состоянию на 20 июня 2022 года состоит 473 участника. Это означает, что детей с аутизмом в нашем городе много и все они нуждаются в длительном, системном сопровождении специалистов. На сегодняшний день, наиболее приоритетным и щадящим для психического здоровья ребенка с аутизмом является не медицинское, а психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС психологами, дефектологами, нейропсихологами, логопедами. Сегодня мы констатируем факт, что постепенно в нашем городе появляются НКО, готовые заниматься проблемой детей с аутизмом и их родителей: на постоянной основе реализуются несколько проектов, в их реализацию включены и некоторые государственные учреждения, расположенные в Чите. Тем не менее, проблема остаётся актуальной и время показывает, что необходимы апробация и внедрение новых подходов и методик в работе с детьми с РАС и их родителями. Ни для кого не секрет, что эмоционально-волевое расстройство, коим является аутизм, является мощным стрессом для семьи и серьезно отражается на всей её жизнедеятельности. Согласно исследованиям, многие родители долгое время не могут принять диагноз ребёнка, "носят розовые очки" в отношении жизненных перспектив или закрываются, оставаясь один на один с серьезной проблемой малыша с РАС. Наибольший стресс родителей вызывает неумение ребенка приспосабливаться к требованиям среды, эмоциональные вспышки в присутствии других людей и непредсказуемость его поведения. Еще одной серьезной проблемой для родителей детей с РАС является непонимание того, "а что будет дальше, когда мой ребенок вырастет?". Таким образом, наш проект призван хотя бы частично помочь детям с аутизмом и их родителям. Проект предполагает реализацию комплексной программы сопровождения детей с РАС и их родителей, оказание помощи в построении индивидуальных маршрутов развития и социализации детей с РАС. * - ниже, в п.7.1. представлена аналитическая справка о ежегодном увеличении детей с РАС в РФ по округам, из неё видно, что в Дальневосточном федеральном округе количество обучающихся детей с РАС ежегодно увеличивается не меньше, чем на 30% по сравнению с предыдущим годом. Информацию о точном числе детей с аутизмом, проживающих в Чите, нам найти не удалось. **РАС - расстройство аутистического спектра (или аутизм).