В настоящее время АНО «Территория развития» объединяет специалистов из сфер здравоохранения, социальной защиты и образования Забайкальского края, работающих с проблемным детством. Является пространством апробации новых технологий работы и вариантов взаимодействия учреждений с целью оказания тех услуг, которые не предоставляются детям с особенностями в развитии и членам их семей в силу не высокой мобильности государственных и муниципальных учреждений, отсутствия государственного задания по данному виду услуг. Проект «Вместе с пеленок» направлен на апробацию и отработку эффективного межведомственного взаимодействия основных стейкхолдеров региона в данном вопросе с целью максимально раннего включения детей с проблемами в развитии и рисками развития, а так же членов их семей, в систему ранней помощи, оказание полного перечня услуг согласно стандарту ранней помощи и разработку механизма дальнейшей реализации проекта на территории всех муниципальных образований края. Основными стейкхолдерами проекта являются: ГБУЗ «Забайкальский краевой перинатальный центр» (ГБУЗ «Перинатальный центр»), Отделение патологии новорожденных ГУЗ «Краевая детская клиническая больница» (ГУЗ КДКБ), ГУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «ДАР» Забайкальского края (Центр «ДАР»), Управление демографии, семьи и детства Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края. Зона ответственности каждой заинтересованной стороны детально прописана в разделе «Календарный план» и предполагает следующие направления: -выявление детей раннего возраста с проблемами развития и рисками развития; -определение нуждаемости ребенка и семьи в услугах ранней помощи; -проведение оценочных процедур для составления индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП); -услуги про реализации ИПРП: содействие развитию функционирования ребенка и семьи в естественных жизненных ситуациях, развитию у ребенка самообслуживания и бытовых навыков, общения и речи ребенка, мобильности и познавательной активности ребенка, поддержка социализации ребенка, психологическое консультирование членов семьи; -оценка эффективности ИПРП и подготовка рекомендаций по посещению ребенком ДОУ или альтернативным вариантам получения дошкольного образования. С целью достижения максимально возможного положительного социального эффекта для целевых групп проекта в ходе реализации будут применяться принципы: -бесплатность (услуги предоставляются без взимания платы с родителей/законных представителей); -доступность (услуги доступны для потребителей); -регулярность (услуги в рамках индивидуальной программы ранней помощи предоставляются потребителям на регулярной основе в течение всего времени ее действия); -открытость (информация об услугах ранней помощи открыта для родителей и других непосредственно ухаживающих за детьми целевой группы лиц); -семейноцентрированность (специалисты, содействуют вовлечению родителей и других непосредственно ухаживающих за детьми целевой группы лиц в процесс ранней помощи, в том числе в оценочные процедуры, составление и реализацию ИПРП, а также в оценку её эффективности); -компетентность (услуги ранней помощи предоставляются специалистами, имеющими необходимую квалификацию и соответствующие компетенции в области ранней помощи). Проектом будет обеспечено создание и деятельность междисциплинарной команды специалистов высокого уровня, представляющих основных стейкхолдеров проекта. Их участие в этапах сопровождения конкретного ребенка будет выглядеть следующим образом: Раннее выявление и определение нуждаемости: Теляпова Елена Максимовна, зам. главного врача по педиатрической помощи, врач высшей квалификационной категории по специальности «Неонатология» ГБУЗ «Перинатальный центр»; Кравцова Ольга Владимировна, заведующая центром охраны здоровья семьи и репродукции, врач-акушер-гинеколог, ГБУЗ «Перинатальный центр». Составление и реализация ИПРП: Губасарян София Нерсесовна, куратор семьи, трансдисциплинарный специалист, педагог-психолог первой квалификационной категории, ГУ «Центр «ДАР»; Яковлева Татьяна Михайловна, педиатр развития, педиатр ЦПМПК, врач первой квалификационной категории, ГУ «Центр «ДАР»; Швец Наталья Владимировна, психолог-консультант, заместитель директора по учебно-методической работе, педагог-психолог высшей квалификационной категории, ГУ Центр «ДАР»; Науменко Елена Владимировна, специалист по коммуникации, учитель-логопед высшей квалификационной категории, ГУ «Центр «ДАР»; Рыжкова Анна Викторовна, специальный педагог, учитель дефектолог первой квалификационной категории, ГУ «Центр «ДАР». Оценка эффективности ИПРП: консилиум специалистов, созданный из числа членов команды проекта. Управление проекта осуществляет руководитель при взаимодействии с ответственными исполнителями от каждого из партнеров проекта. Результатом реализации проекта станет апробированная межведомственная модель ранней помощи для дальнейшего создания и становления региональной Службы ранней помощи (отдела) на базе ГУ «Центр "ДАР".
Обоснование социальной значимости проекта
По статистике Федерального реестра инвалидов (ФРИ) в Забайкальском крае количество детей – инвалидов на 01 мая 2022 года составило 5 419 детей. В том числе от 0 до 3 лет – 467 чел., что составляет долю от общего числа детей-инвалидов – 8,62 %, от 4 до 7 лет - 19,49 % (1 056 чел.), от 8 до 14 лет - 50,75 % (2 750 чел). Отмечается динамика увеличения доли детей-инвалидов с увеличением их возраста, что говорит об отсутствии необходимой коррекционной помощи в раннем возрасте. https://sfri.ru/analitika/chislennost/chislennost-detei/chislennost-detei-po-vozrastu?j¶mPeriod=2022-04-01T00:00:00.000Z&territory=1&FRIDataOper_paramPeriod=2017-08-23T00:00:00.000Z (данные Федерального реестра инвалидов) Статистика ЦПМПК Забайкальского края подтверждает данную динамику. Идет увеличение обращаемости родителей с детьми от 0 до 3 лет. Так, в 2019 г. за помощью обратилось 204 родителя, в том числе оформляющих инвалидность ребенка, в 2020 г. – 249 родителей, 2021 год – 285, 2022 год (1 полугодие) – 134 родителя. На территории края дети раннего возраста с особенностями развития и их родители имеют возможность получить помощь в государственных и негосударственных учреждениях, частном секторе: консультирование, коррекционно-развивающую помощь, реабилитационные и абилитационные услуги. Однако, существующий порядок помощи детям данной категории, не отвечает в полной мере потребностям семьи и не обеспечивает комплексной помощи ввиду ряда проблем: - отсутствует единый системный подход; - отсутствует межведомственное взаимодействие, помощь оказывается разрознено; - услуги сосредоточены на детях от 2-х лет; - услуги носят курсовой характер; - не учитываются стандарты ранней помощи. https://base.garant.ru/72146220/f7ee959fd36b5699076b35abf4f52c5c/ (система Гарант Примерный стандарт предоставления услуг по ранней помощи детям и их семьям) Вместе с тем, установлено (авт. Малофеев Н.Н., вице-президент Российской академии образования, д.пед.н., академик РАО), что введение детей в систему ранней помощи на первых месяцах жизни способно в 100 % случаев добиться уровня развития детей, недостижимого при более поздней помощи, существенно устранить тяжести или максимально уменьшить существующие нарушения, а также способствовать недопущению вторичных и третичных нарушений здоровья детей. https://fcprc.ru/wp-content/uploads/2019/05/Malofeev-N.N.-O-strategii-razvitiya-obrazovaniya-detei-s-OVZ.pdf (Малофеев Н.Н., д.пед.н., академик РАО « О стратегии развития образования детей с ОВЗ и с инвалидностью до 2030 года») Реализация Проекта является механизмом проектирования модели и запуска в нашем регионе комплексной межведомственной Службы ранней помощи детям от 0 до 3 лет, с нарушениями развития и рисками развития и их родителям.