http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink

PROвыбор

победитель конкурса 77,00
Приоритетное направление Социальное обслуживание, поддержка и защита отдельных категорий граждан
Номинация конкурса социализация представителей социально уязвимых групп населения через различные формы социальной активности

Вам необходимо авторизоваться, чтобы проголосовать

Краткое описание проекта

Проект направлен на организацию профориентационной работы для подростков с низкими стратовыми возможностями (подростков из числа детей, оставшихся без попечения родителей в г.Чита и с.Макавеево, проживающих в социальных центрах).
В 2023-2024 г. на базе ГУСО ЧЦПДОПР им.В.Н.Подгорбунского был успешно реализован проект "Я выбираю профессию". Вдохновившись результатами проекта и учтя ошибки проекта команда решила пересмотреть взгляды на профориентационную работу (в части форм работы, которые наиболее интересны ребятам), а также расширить географию проекта, так как воспитанники детских домов, находящихся в сельских поселениях имеют меньший шанс, по-сравнению с городскими воспитанниками, посмотреть и примерить на себя профессии, которые доступны в настоящее время в Забайкальском крае по причине удаленности. В рамках проекта планируется проведение 2 мероприятий в месяц с воспитанниками 2 детских домов (ГУСО ЧЦПДОПР им.В.Н.Подгорбунского и Макавеевского центра "Импульс" (то есть всего будет проводиться 4 мероприятия в месяц). Мероприятия будут проводиться по схеме:
- 1 мероприятие в месяц – теоретическая часть «Мой потенциал и возможности» - развитие гибких навыков, профориенртационные игры, тренинги, интенсивы, направленные на развитие навыков личностного роста, целеполагания. Это позволит детям-сиротам расширить знания о профессиях, о рынке труда в Забайкальском крае, о выборе средних учебных заведений для поступления и специальностей для обучения, повысить осознанность предстоящего выбора профессии и готовность к поступлению, развивать ценности труда и образования, что является важным условием профилактики формирования иждивенческой позиции и сложностей в профессиональной адаптации у выпускников. направленный на развитие soft-skills (гибких навыков). Принимая во внимание положение, что подросток – это субъект, автор, активно работающий над развитием самого себя, своей личности и сам несущий ответственность за это самостановление по данному направлению включены и занятия, целью которых является создание условий для самореализации подростков, раскрытия и развития их личностного потенциала, для принятия собственной ответственности за жизненные выборы. Занятия будут включать в себя: тренинги личностного роста и целепологания, игры, направленные на умение делать выбор и нести ответственность за него, рефлексия, итоговое занятие, на котором участники составляют future board (коллаж будущего) для позитивного планирования своего будущего. В результате участники расширят представления о себе, собственных возможностях и способностях, сформируют стремление к саморазвитию и достижению успеха, разовьют коммуникативные навыки, научатся делать выбор.
- 1 мероприятие в месяц – практическая часть «Профессия изнутри». Направление включает организацию экскурсий, мастер-классов, встреч на предприятиях и встречи с представителями определенных профессий. Следует отметить, что речь идет о реальных профессиях, которыми может овладеть воспитанник детского дома и зарабатывать в будущем, чтобы обеспечивать себя (им не нужно показывать профессии типа инженера или преподавателя вуза). Очень важно, чтобы у выпускника детского дома формировалась реальная картина его возможностей.
Инновационным направлением проекта станет то, что профориентационная работа с воспитанниками будет проходить в рамках не только изучения теории по профориентации, развития необходимых навыков и компетенций, а возможность и практически попробовать на себе работу в определенной сфере с помощью организаций экскурсий, встреч с представителями людей различных профессий, профессиональных мастер-классов, что поможет подросткам 12-17 лет примерить профессию на себя и определиться с выбором, а также включение в работу профессионального профориентолога, что позволит данную работу проводить более качественно и доступно для данной категории подростков. Также командой проекта предусмотрено снижение возраста целевой группы, это обусловлено необходимостью ранней профориентационной работы и запросом ребят.
Продолжительность проекта составляет 6 месяцев (декабрь 2024 г.- май 2025 г.). За весь период будет проведено 25 мероприятий. Ребята пообщаются с людьми разных рабочих профессий, посетят ряд предприятий, на практике познакомятся с профессиями с целью погружения в рабочую среду, развития своих компетенций и первых профессиональных проб. Для достижения результата, поддержки и мотивации ребят, будет создан чат поддержки, в котором члены команды будут активно общаться с ребятами, проводить удаленные консультации, а также кидать актуальную для ребят информацию. Всего планируется провести 15 индивидуальных и 15 групповых онлайн консультаций - информация о юридической основы трудоустройства несовершеннолетних, детей-сирот, о возможных местах временного трудоустройства, о саморазвитии,о проводимых городских профориентационных мероприятиях.
Проект основан на пятилетнем опыте работы организации с детьми целевой группы, проведенном опросе сотрудников, детей учреждений и их наставников.

Обоснование социальной значимости проекта

В Забайкальском крае существует такая проблема, как низкие стартовые возможности построения карьеры у выпускников сиротских учреждений. Профессиональное образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ограничено 1-2 профессиями, и в основу выбора профессии ложится не учет интересов, способностей и склонностей воспитанника, а наличие мест в учреждениях профессионального образования. И как следствие, возникает проблема с тем, что выпускники учреждений достигнув 18 летнего возраста бросают обучение, так и не получив специальность, либо наблюдается нежелание работать по полученной специальности, появляются проблемы с трудоустройством.
Результаты опроса, проведенного командой проекта в Читинском центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей им. Подгорбунского и Макавеевском центре помощи «Импульс» показали, что существенный процент опрошенных не видит себя в будущем никем, ссылаются на то, что куда увезут, туда и увезут. 34 опрошенных подростка 7-9 классов из целевой аудитории ответили, что не знают ,куда хотят поступать и кем хотят быть после выпуска из детского дома, 16 человек имеют завышенные требования (работать сразу руководителями, депутатами, торговать на финансовой бирже и др.), 6 человек не планируют работать вообще («государство до 23 лет нас обеспечит»).
По окончанию детского дома ребята идут учиться не на выбранную профессию, которая им по душе, а туда, куда отправит учреждение при распределении. И учатся без особого интереса и блеска в глазах, просто, отживая годы учебы в общежитии, и еще больше погружаясь в маргинальный образ жизни. Но, и найдя работу, многие выпускники не в состоянии работать на одном месте более двух месяцев из-за возникающих конфликтов, а также неумения посвящать себя достижению долговременной цели и т.д.
Основными причинами сложившейся ситуации могут быть:
- отсутствие мотивации к успешной учебной и трудовой деятельности у большинства воспитанников;
-недостаточный учет реальных образовательных потребностей воспитанников;
- искаженное представление воспитанника о самом себе, низкая или завышенная самооценка, высокий уровень тревожности порождают нарушение психоэмоционального статуса;
- плохо сформированные навыки практической и речевой коммуникации, ситуативность поведения, неспособность к конструктивному решению проблем, неадекватность эмоциональных реакций детей-сирот сказываются на умении работать в коллективе.
- сложившаяся в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, система жизнедеятельности приводит к потребительскому отношению.
Важную роль в решении данной проблемы играет процесс выбора профессии, поиска себя и самореализации.
Опыт работы команды проекта с подростками данной целевой аудитории показал, что эта тема востребована среди будущих выпускников учреждения. В 2023 – 2024 учебном году на базе ГУСО ЦПДОПР им. В.Н.Подгорбунского, был реализован проект, который был направлен на решение заявленной проблемы. В результате проекта 60 % выпускников поступили по специальности, которую выбрали сами. Например, Дарья С., окончив 9 классов уехала в г. Новосибирск поступила на инженера, хотя до начала проекта она думала оставаться в г.Чита и поступить в техникум с минимальным средним баллом аттестата. Диана В. – после программы поступила в училище культуры (с помощью специалистов определила свой профессиональный маршрут, сделать выбор в пользу дальнейшего обучения в школе и планирования поступления в учебное заведение, сегодня она знает, кем хочет быть, и идет к своей цели). Также в ходе реализации проекта был виден «побочный» положительный эффект – это улучшение школьной мотивации у 40 % ребят (это было связано с тем, что ребята начали относиться к учебе не как к чему-то отрицательному и должному, а как к средству по достижению поставленной профессиональной цели.
В настоящее время команда проекта планирует расширение географии проекта (в том числе проект планируется проводить и в Макавеевском центре помощи «Импульс»), а также учитывая особенности и опыт прошлогоднего проекта – пересмотреть мероприятия в пользу более эффективных – мероприятия на развитие гибких навыков, а также живые встречи с людьми определенных специальностей, экскурсии, мастер-классы, а также снизить возраст ребят до 12 лет, в связи с тем, что у ребят данной возрастной группы существует большой запрос о включении их в мероприятия проекта.