Спорт без границ
Приоритетное направление
Охрана здоровья, пропаганда здорового образа жизни, физической культуры и спорта
Номинация конкурса
создание условий для занятий детей с
ограниченными возможностями физической
культурой и спортом
{"voteComponentId":"342bf7e8-ede5-4a76-9894-dac42bdcfd91","voteUrl":"/public/application-voting/vote","applicationId":"10969b69-a529-4607-88be-d863f38972d4","isCanVote":false}
Вам необходимо авторизоваться, чтобы проголосовать
Краткое описание проекта
В рамках реализации проекта «Спорт без границ» планируется создание системы инклюзивного тренировочного пространства для слабослышащих детей в Забайкальском крае. Регулярные занятия спортом, особенно командными игровыми видами спорта, являются универсальным инструментом социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Основным условием для занятия спортом слабослышащих детей является не инфраструктурная, а наличие подготовленных тренеров - преподавателей. Реализация проекта позволит подготовить тренеров – преподавателей, как теоретически, так и практически в условиях летнего лагеря. Проведение инклюзивной летней смены позволит получить максимальный социальный эффект, как для участников-детей, которые смогут отдохнуть, поправить здоровье, так и для участников – тренеров, которые смогут в практической работе применить полученные знания и получить практические навыки работы со слабослышащими детьми для организации работы в течении учебного года. В процессе реализации проекта будет сформирована и растиражирована методическая, информационная база для использования тренерским сообществом края. Проектом предусмотрен весь цикл мероприятий для создания основы инклюзивного тренировочного пространства: теоретические знания для тренеров, практические навыки в условиях летней инклюзивной смены, включение в процесс нормотипичных и слабослышащих детей, педагогов-дефектологов, для получения обратной связи в режиме реального времени, а в дальнейшем тиражирование полученного опыта для всего тренерского сообщества Забайкальского края. И именно комплексный подход, в партнерстве со специалистами и детьми позволит создать комфортное инклюзивное тренировочное пространство для слабослышащих детей в Забайкальском крае.
Обоснование социальной значимости проекта
Дети и подростки с нарушениями слуха, как правило, испытывают затруднения при общении со здоровыми сверстниками, в связи с чем инклюзивные тренировки по командным виды спорта (баскетбол, волейбол, футбол, пионербол и пр) приобретают особую актуальность для формирования личности ребенка с ОВЗ. В рамках инклюзивного тренировочного процесса слабослышащие и здоровые дети могут не только отработать навыки взаимной коммуникации, но и получить опыт совместного преодоления трудностей, что будет способствовать созданию ситуаций успеха для смешанного коллектива, а это очень важно для каждого ребенка. Кроме того, в процессе регулярных занятий спортом дети с нарушениями слуха будут развивать такие спортивные качества, как скорость, выносливость и координацию, что может способствовать стимулированию кохлеарного аппарата и создавать определенный положительный терапевтический эффект. В Центре специального обучения «Открытый мир» г. Чита по состоянию на начало 2024г обучается 264 ребенка с нарушениями слуха, только 30 (11%) из них на регулярной основе посещают спортивные секции различной направленности. Низкая вовлеченностью в массовый спорт, летнее оздоровление детей и подростков с нарушениями слуха объясняется отсутствием условий для занятия детей, что для детей с указанной патологией, не требующих специальных финансово затратных инфраструктурных вложений, сводится к отсутствию подготовленных к работе с данной категорией тренеров – преподавателей. Согласно данным предоставленным администрацией Центра «Открытый мир» ежегодный прирост воспитанников с нарушениями слуха – 10-12 детей в год, кроме того, по результатам анонимного анкетирования детей, обучающихся в Центре «Открытый мир», 87% респондентов хотели бы заниматься в секциях командных видов спорта.
1) для детей с нарушениями слуха:
- инклюзивные тренировки будут способствовать социализации детей и подростков с ОВЗ, снятию психологических барьеров при их общении с нормотипичными детьми, формированию навыков индивидуальной и командной коммуникации, как в рамках тренировочного процесса, так и в ходе индивидуального общения;
- спортивные достижения и результаты будут выступать в роли ситуаций успеха, которые помогут детям с ОВЗ формировать уверенность в собственных силах, понимать собственную значимость для близких и окружающих;
- занятия новыми видами спорта позволят детям и подросткам с нарушениями слуха, выбрать альтернативный вид деятельности, откроют новые возможности для самореализации ребенка;
- в процессе формирования и развития спортивных качеств, прогнозируется улучшение соматического и психологического здоровья детей;
2) для нормотипичных детей:
- в процессе инклюзивных тренировок дети получат опыт эффективной коммуникации с детьми с ОВЗ, смогут развивать способность к эмпатии и получить положительный эмоциональный опыт в процессе совместных успехов;
- совместный тренировочный процесс позволит нормотипичным детям транслировать уже полученные и закрепленные спортивные навыки товарищам по команде с нарушениями слуха, что не только будет способствовать развитию уровня мастерства всех участников инклюзивных тренировок, но и позволит развивать детям чувство ответственности друг за друга;
- положительный эмоциональный опыт, полученный в ходе совместного преодоления трудностей, успешных тренировок и побед в соревнованиях, позволит нормотипичным детям транслировать его своим сверстникам, тем самым способствуя, социализации детей и подростков с ОВЗ;
3) для тренерского состава:
- возможность получить новый педагогический опыт, новые знания и умения, которые позволят расширить контингент тренирующихся у них детей;
- возможность трансляции полученного опыта остальному тренерскому сообществу;
- повышение уровня педагогического мастерства при минимуме вложений
1) для детей с нарушениями слуха:
- инклюзивные тренировки будут способствовать социализации детей и подростков с ОВЗ, снятию психологических барьеров при их общении с нормотипичными детьми, формированию навыков индивидуальной и командной коммуникации, как в рамках тренировочного процесса, так и в ходе индивидуального общения;
- спортивные достижения и результаты будут выступать в роли ситуаций успеха, которые помогут детям с ОВЗ формировать уверенность в собственных силах, понимать собственную значимость для близких и окружающих;
- занятия новыми видами спорта позволят детям и подросткам с нарушениями слуха, выбрать альтернативный вид деятельности, откроют новые возможности для самореализации ребенка;
- в процессе формирования и развития спортивных качеств, прогнозируется улучшение соматического и психологического здоровья детей;
2) для нормотипичных детей:
- в процессе инклюзивных тренировок дети получат опыт эффективной коммуникации с детьми с ОВЗ, смогут развивать способность к эмпатии и получить положительный эмоциональный опыт в процессе совместных успехов;
- совместный тренировочный процесс позволит нормотипичным детям транслировать уже полученные и закрепленные спортивные навыки товарищам по команде с нарушениями слуха, что не только будет способствовать развитию уровня мастерства всех участников инклюзивных тренировок, но и позволит развивать детям чувство ответственности друг за друга;
- положительный эмоциональный опыт, полученный в ходе совместного преодоления трудностей, успешных тренировок и побед в соревнованиях, позволит нормотипичным детям транслировать его своим сверстникам, тем самым способствуя, социализации детей и подростков с ОВЗ;
3) для тренерского состава:
- возможность получить новый педагогический опыт, новые знания и умения, которые позволят расширить контингент тренирующихся у них детей;
- возможность трансляции полученного опыта остальному тренерскому сообществу;
- повышение уровня педагогического мастерства при минимуме вложений