Профессия в руках
Приоритетное направление
содействие вовлечению молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в сферу интеллектуальной трудовой деятельности
Номинация конкурса
{"voteComponentId":"9f5c3dc6-865b-4c07-8294-cc9dd5643304","voteUrl":"/public/application-voting/vote","applicationId":"00f6c396-4a9a-4380-88de-61fe9fdfb049","isCanVote":false}
Вам необходимо авторизоваться, чтобы проголосовать
Краткое описание проекта
Проект преследует своей целью создание инклюзивной образовательной площадки для профессиональной подготовки и социализации подростков и лиц старше 18 с расстройствами аутистического спектра (РАС) и выпускников детских домов через освоение столярного дела и цифровых технологий (ЧПУ, 3D-моделирование). Целевой аудиторией являются 15 подростков и лиц старше 18 с РАС (14–30 лет) и 15 ребят, предвыпускников детских домов (12–16 лет)
Проект включает обучение:
8-месячная программа в столярной мастерской (ручная обработка дерева + работа на ЧПУ-станках);
Курсы по предпринимательству и продвижению изделий
Социально-коммуникативные тренинги
Трудоустройство:
Получение опыта самопрезентации и самопродвижения для трудоустройства;
Продажа изделий через соцсети и партнерские магазины.
Устойчивость:
Издание методики для тиражирования опыта;
В ходе реализации проекта 30 участников освоят востребованные профессии/актуальные современные компетенции;
Механизмы реализации:
Создание системы самозанятости через онлайн-продажи
Проведение ярмарок изделий совместно с партнерами (ВОРДИ, Союз добровольцев)
Разработка методических материалов для тиражирования опыта
В результате реализации не менее 30 участников получат профессиональные навыки, не менее 20% выпускников проекта научатся зарабатывать на изготовлении изделий, создана устойчивой модели обучения без привлечения работодателей.
В команде проекта
Руководитель (опыт реализации 4 социальных проектов, участие в 12), профессиональный инструктор по столярному делу, психолог (специализация - РАС и пост-интернатное сопровождение)
Ресурсная база:
Оборудованная мастерская (ЧПУ-станок, , ручные инструменты)
Адаптированные учебные материалы (визуальные инструкции, соц.истории)
Опыт исполнителя:
ВОРДИ Забайкалья - успешная реализация программ "Лиловый кот" и "Лиловый дом"
Союз добровольцев - сопровождение 120+ выпускников детских домов
Уникальность проекта заключается в том, что предлагается альтернатива традиционному трудоустройству через развитие навыков самозанятости с учетом особенностей целевых групп.
Дополнительным социальным эффектом проекта будет являться социализация целевой аудитории
Проект включает обучение:
8-месячная программа в столярной мастерской (ручная обработка дерева + работа на ЧПУ-станках);
Курсы по предпринимательству и продвижению изделий
Социально-коммуникативные тренинги
Трудоустройство:
Получение опыта самопрезентации и самопродвижения для трудоустройства;
Продажа изделий через соцсети и партнерские магазины.
Устойчивость:
Издание методики для тиражирования опыта;
В ходе реализации проекта 30 участников освоят востребованные профессии/актуальные современные компетенции;
Механизмы реализации:
Создание системы самозанятости через онлайн-продажи
Проведение ярмарок изделий совместно с партнерами (ВОРДИ, Союз добровольцев)
Разработка методических материалов для тиражирования опыта
В результате реализации не менее 30 участников получат профессиональные навыки, не менее 20% выпускников проекта научатся зарабатывать на изготовлении изделий, создана устойчивой модели обучения без привлечения работодателей.
В команде проекта
Руководитель (опыт реализации 4 социальных проектов, участие в 12), профессиональный инструктор по столярному делу, психолог (специализация - РАС и пост-интернатное сопровождение)
Ресурсная база:
Оборудованная мастерская (ЧПУ-станок, , ручные инструменты)
Адаптированные учебные материалы (визуальные инструкции, соц.истории)
Опыт исполнителя:
ВОРДИ Забайкалья - успешная реализация программ "Лиловый кот" и "Лиловый дом"
Союз добровольцев - сопровождение 120+ выпускников детских домов
Уникальность проекта заключается в том, что предлагается альтернатива традиционному трудоустройству через развитие навыков самозанятости с учетом особенностей целевых групп.
Дополнительным социальным эффектом проекта будет являться социализация целевой аудитории
Обоснование социальной значимости проекта
В Чите люди с расстройствами аутистического спектра (РАС) и выпускники детских домов сталкиваются с системными барьерами при получении профессионального образования и трудоустройстве. По данным Минтруда, лишь 10–15% людей с РАС находят работу, а среди выпускников интернатов уровень безработицы достигает 60%. Актуальность подтверждается письмами поддержки от целевой аудитории.
Отсутствие инклюзивных программ профессиональной подготовки и механизмов трудоустройства для людей с РАС и выпускников детских домов в г. Чите приводит к их социальной изоляции, безработице и зависимости от государственной поддержки. Традиционные методы профобучения и трудоустройства не учитывают особенности этих групп, что усугубляет их маргинализацию.
Причинами проблемной ситуации для людей с РАС являются - недостаток адаптированных программ профессионального обучения, трудности с социализацией и коммуникацией в традиционных трудовых коллективах и ограниченные возможности трудоустройства из-за стереотипов работодателей, для предвыпускников детских домов - нехватка практических навыков для самостоятельной жизни, низкий уровень поддержки при поиске работы и низкая мотивация из-за предыдущего негативного опыта.
Проект предлагает инклюзивную модель профессиональной подготовки, объединяющую столярное дело, цифровые технологии (ЧПУ, 3D-моделирование) и предпринимательство. Это позволяет участникам не только освоить востребованные навыки, но и развить механизмы самозанятости, что особенно важно в условиях, когда традиционное трудоустройство для них затруднено. Негативными следствиями изложенной проблематика для людей с РАС являются: социальная изоляция – отсутствие профессиональной реализации ведет к ограниченным контактам, одиночеству и депрессии, иждивенчество – невозможность трудоустройства делает их зависимыми от родственников или государства, ухудшение качества жизни – без трудовой занятости снижается самооценка, растет тревожность, обостряются симптомы РАС; для выпускников детских домов риск криминализации – отсутствие работы и поддержки толкает к противоправным действиям для выживания, бездомность и маргинализация – без доходов и жилья многие оказываются на улице или в неблагополучной среде, цикл бедности – не имея профессии, они не могут обеспечить себя и своих будущих детей, воспроизводя социальное неблагополучие; для общества и государства рост социальных расходов – необходимость выплат пособий, содержание спецучреждений, борьба с последствиями (преступность, наркомания), потеря трудового потенциала – люди, способные к productive деятельности, остаются невостребованными, усиление стереотипов – мифы о «необучаемости» людей с РАС или «асоциальности» сирот закрепляются, сокращая инклюзивные практики; для экономики региона дефицит кадров – нехватка рабочих специальностей при одновременном исключении мотивированных, но «сложных» работников, снижение инвестиционной привлекательности – рост социальной напряженности ухудшает имидж территории.
Социальная значимость заключается в профессиональной самореализации - участники получат конкретные навыки (ручная обработка дерева, работа на ЧПУ-станках, 3D-моделирование), востребованные на рынке, развивают компетенции в предпринимательстве и онлайн-продвижении, что поможет монетизировать умения через самозанятость. Социальной интеграции - социально-психологические тренинги помогут участникам адаптироваться к самостоятельной жизни. Устойчивости и тиражируемости - разработанная методика позволит распространить модель проекта в других районах региона, создание системы онлайн-продаж и партнерств с НКО (ВОРДИ, Союз добровольцев) обеспечит долгосрочный эффект после завершения проекта. Экономический эффект - снижение нагрузки на государственные структуры (центры занятости, социальные службы) за счет самостоятельного заработка участников, формирование альтернативной модели трудоустройства, не зависящей от работодателей.
Уникальность проекта заключается в комплексном подходе, сочетании ремесленных навыков, цифровых технологий и основ предпринимательства, адаптации под особенности целевых групп - визуальные инструкции, социальные истории, индивидуальное сопровождение психолога, фокусе на самозанятость, что особенно актуально для людей, испытывающих сложности с трудоустройством в традиционных условиях.
В результате 30 участников освоят профнавыки.
Не менее 20% выпускников начнут зарабатывать на изготовлении изделий.
Создана устойчивая модель обучения, не требующая привлечения работодателей.
Методматериалы для тиражирования опыта в других территориях.
Проект соответствует Целям устойчивого развития ООН (№4 – Качественное образование, №8 – Достойная работа и экономический рост, №10 – Уменьшение неравенства) и Национальным проектам РФ ("Образование", "Демография").
Проблема ведет к «замкнутому кругу»: отсутствие программ → безработица → рост зависимости от государства → stigmatization → еще меньше возможностей. Проект разрывает этот цикл, предлагая не просто обучение, а механизм самостоятельного заработка.
Отсутствие инклюзивных программ профессиональной подготовки и механизмов трудоустройства для людей с РАС и выпускников детских домов в г. Чите приводит к их социальной изоляции, безработице и зависимости от государственной поддержки. Традиционные методы профобучения и трудоустройства не учитывают особенности этих групп, что усугубляет их маргинализацию.
Причинами проблемной ситуации для людей с РАС являются - недостаток адаптированных программ профессионального обучения, трудности с социализацией и коммуникацией в традиционных трудовых коллективах и ограниченные возможности трудоустройства из-за стереотипов работодателей, для предвыпускников детских домов - нехватка практических навыков для самостоятельной жизни, низкий уровень поддержки при поиске работы и низкая мотивация из-за предыдущего негативного опыта.
Проект предлагает инклюзивную модель профессиональной подготовки, объединяющую столярное дело, цифровые технологии (ЧПУ, 3D-моделирование) и предпринимательство. Это позволяет участникам не только освоить востребованные навыки, но и развить механизмы самозанятости, что особенно важно в условиях, когда традиционное трудоустройство для них затруднено. Негативными следствиями изложенной проблематика для людей с РАС являются: социальная изоляция – отсутствие профессиональной реализации ведет к ограниченным контактам, одиночеству и депрессии, иждивенчество – невозможность трудоустройства делает их зависимыми от родственников или государства, ухудшение качества жизни – без трудовой занятости снижается самооценка, растет тревожность, обостряются симптомы РАС; для выпускников детских домов риск криминализации – отсутствие работы и поддержки толкает к противоправным действиям для выживания, бездомность и маргинализация – без доходов и жилья многие оказываются на улице или в неблагополучной среде, цикл бедности – не имея профессии, они не могут обеспечить себя и своих будущих детей, воспроизводя социальное неблагополучие; для общества и государства рост социальных расходов – необходимость выплат пособий, содержание спецучреждений, борьба с последствиями (преступность, наркомания), потеря трудового потенциала – люди, способные к productive деятельности, остаются невостребованными, усиление стереотипов – мифы о «необучаемости» людей с РАС или «асоциальности» сирот закрепляются, сокращая инклюзивные практики; для экономики региона дефицит кадров – нехватка рабочих специальностей при одновременном исключении мотивированных, но «сложных» работников, снижение инвестиционной привлекательности – рост социальной напряженности ухудшает имидж территории.
Социальная значимость заключается в профессиональной самореализации - участники получат конкретные навыки (ручная обработка дерева, работа на ЧПУ-станках, 3D-моделирование), востребованные на рынке, развивают компетенции в предпринимательстве и онлайн-продвижении, что поможет монетизировать умения через самозанятость. Социальной интеграции - социально-психологические тренинги помогут участникам адаптироваться к самостоятельной жизни. Устойчивости и тиражируемости - разработанная методика позволит распространить модель проекта в других районах региона, создание системы онлайн-продаж и партнерств с НКО (ВОРДИ, Союз добровольцев) обеспечит долгосрочный эффект после завершения проекта. Экономический эффект - снижение нагрузки на государственные структуры (центры занятости, социальные службы) за счет самостоятельного заработка участников, формирование альтернативной модели трудоустройства, не зависящей от работодателей.
Уникальность проекта заключается в комплексном подходе, сочетании ремесленных навыков, цифровых технологий и основ предпринимательства, адаптации под особенности целевых групп - визуальные инструкции, социальные истории, индивидуальное сопровождение психолога, фокусе на самозанятость, что особенно актуально для людей, испытывающих сложности с трудоустройством в традиционных условиях.
В результате 30 участников освоят профнавыки.
Не менее 20% выпускников начнут зарабатывать на изготовлении изделий.
Создана устойчивая модель обучения, не требующая привлечения работодателей.
Методматериалы для тиражирования опыта в других территориях.
Проект соответствует Целям устойчивого развития ООН (№4 – Качественное образование, №8 – Достойная работа и экономический рост, №10 – Уменьшение неравенства) и Национальным проектам РФ ("Образование", "Демография").
Проблема ведет к «замкнутому кругу»: отсутствие программ → безработица → рост зависимости от государства → stigmatization → еще меньше возможностей. Проект разрывает этот цикл, предлагая не просто обучение, а механизм самостоятельного заработка.