Сказочный мир бурятского села Укурик: сохранение фольклорного наследия
Приоритетное направление
сохранение народных культурных традиций, включая народные промыслы и ремесла
Номинация конкурса
{"voteComponentId":"f38dab39-bff7-4ad8-b154-c4e123d3c0f2","voteUrl":"/public/application-voting/vote","applicationId":"c54377cb-49c6-4444-a6c3-879504687296","isCanVote":false}
Вам необходимо авторизоваться, чтобы проголосовать
Краткое описание проекта
Проект «Сказочный мир бурятского села Укурик: сохранение фольклорного наследия» направлен на сохранение уникальной устной традиции жителей небольшого села Укурик, передающейся из поколения в поколение, но до сих пор нигде не зафиксированной. Село Укурик является особым местом силы для своих выходцев — не только благодаря природным и сакральным объектам, но и потому, что его жители глубоко заботятся о истории родного края, бережно сохраняют фольклор, рассказы и предания. Укурик по праву можно назвать уникальным островком бурятской культуры: будучи окружённым русскими деревнями, село смогло сохранить свою самобытность и традиционный уклад. Даже в советское время, когда подобные практики повсеместно запрещались, здесь в каждом доме стояли божницы (как нам рассказывали в пилотных интервью: «они [бурханы, божества] хлеба не просят»), а жители продолжали ходить на Овоо, почитать духов местности и соблюдать обычаи своих предков. Примечательно, что традиция в Укурике никогда не прерывалась, в отличие от других бурятских территорий в Бурятии или Забайкальском крае, например, в Аге, где подобные обычаи подвергались более строгим репрессиям. На протяжении многих лет фольклорные легенды, былички, предания о сакральных местах и мифологических персонажах существовали только в памяти старожилов и находятся под угрозой исчезновения вместе с их носителями.
Цель проекта — собрать, сохранить и передать будущим поколениям это ценнейшее нематериальное культурное наследие. Для этого команда энтузиастов- исследователей, антропологов переведет серию встреч и интервью со старейшими жителями села, зафиксировав в аудио- и видеоматериалы рассказы, сказки, предания, устные истории, а также личные воспоминания об истории села. Работа будет организована в рамках двух полевых выездов: первый выезд (сентябрь 2025 г.) с участием двух антропологов в село Укурик и г. Улан-Удэ; второй выезд (февраль 2026 г., период Сагаалгана) в село Укурик и г. Читу, в котором, помимо антропологов, примет участие съемочная группа документального фильма. Отдельное внимание будет уделено уникальным местным легендам, рассказам о сакральных местах и встречах с мифологическими персонажами, которые ранее никогда не были опубликованы.
Итоговые материалы будут систематизированы, переведены в текстовый и мультимедийный формат и размещены на сайте tuji.ru в специальном разделе, посвящённом Укурику. Все тексты легенд, преданий и других фольклорных материалов, выложенных на сайте, будут переведены не только на русский, но и на бурятский и монгольский языки.
Это особенно важно, поскольку бурятский язык в настоящее время постепенно забывается, снижается владение им среди молодёжи, теряется уважение к культуре, истории, забываются обычаи и собственные корни. По данным ЮНЕСКО бурятский язык включён в "Красную книгу исчезающих языков", и перевод материалов проекта на бурятский язык станет вкладом в его сохранение и популяризацию среди новых поколений.
Кроме того, перевод материалов на монгольский язык обусловлен историческими связями: во времена репрессий многие буряты уезжали из села в Монголию, некоторые их потомки и сегодня возвращаются на родину предков, посещают и поклоняются святым местам Укурика. Это создаёт почву для межкультурного диалога с братским монгольским народом, способствует взаимопониманию, уважению общей истории и укреплению связей между народами.
Важной частью проекта станет создание документального фильма, материал для которого будет снят во время второго полевого выезда в феврале 2026 года (в период Сагаалгана, его также называют "Праздником Белого месяца", бурятский новый год) съемочной группой. В фильме будет показан процесс сбора и фиксации устных преданий: беседы с носителями традиций, детали их быта, атмосфера села. Этот фильм позволит глубже понять живую природу традиций и ценность личного рассказа.
Проект реализуется с целью сохранить живую устную память старших поколений – последних свидетелей уникальной культуры села, сбор, сохранение, перевод на бурятский и монгольский языки и популяризация фольклорного наследия села Укурик для укрепления локальной и этнической идентичности, передачи традиций и обычаев молодым и будущим поколениям, а также интеграции культурного наследия села в широкое бурятское, общемонгольское и международное культурное пространство. Реализация проекта позволит создать прочную межпоколенческую связь, поддержать интерес к родной культуре у молодежи и членов диаспоры, сохранить уникальные традиции и легенды, а также содействовать развитию локального сообщества и культурного туризма в регионе.
Цель проекта — собрать, сохранить и передать будущим поколениям это ценнейшее нематериальное культурное наследие. Для этого команда энтузиастов- исследователей, антропологов переведет серию встреч и интервью со старейшими жителями села, зафиксировав в аудио- и видеоматериалы рассказы, сказки, предания, устные истории, а также личные воспоминания об истории села. Работа будет организована в рамках двух полевых выездов: первый выезд (сентябрь 2025 г.) с участием двух антропологов в село Укурик и г. Улан-Удэ; второй выезд (февраль 2026 г., период Сагаалгана) в село Укурик и г. Читу, в котором, помимо антропологов, примет участие съемочная группа документального фильма. Отдельное внимание будет уделено уникальным местным легендам, рассказам о сакральных местах и встречах с мифологическими персонажами, которые ранее никогда не были опубликованы.
Итоговые материалы будут систематизированы, переведены в текстовый и мультимедийный формат и размещены на сайте tuji.ru в специальном разделе, посвящённом Укурику. Все тексты легенд, преданий и других фольклорных материалов, выложенных на сайте, будут переведены не только на русский, но и на бурятский и монгольский языки.
Это особенно важно, поскольку бурятский язык в настоящее время постепенно забывается, снижается владение им среди молодёжи, теряется уважение к культуре, истории, забываются обычаи и собственные корни. По данным ЮНЕСКО бурятский язык включён в "Красную книгу исчезающих языков", и перевод материалов проекта на бурятский язык станет вкладом в его сохранение и популяризацию среди новых поколений.
Кроме того, перевод материалов на монгольский язык обусловлен историческими связями: во времена репрессий многие буряты уезжали из села в Монголию, некоторые их потомки и сегодня возвращаются на родину предков, посещают и поклоняются святым местам Укурика. Это создаёт почву для межкультурного диалога с братским монгольским народом, способствует взаимопониманию, уважению общей истории и укреплению связей между народами.
Важной частью проекта станет создание документального фильма, материал для которого будет снят во время второго полевого выезда в феврале 2026 года (в период Сагаалгана, его также называют "Праздником Белого месяца", бурятский новый год) съемочной группой. В фильме будет показан процесс сбора и фиксации устных преданий: беседы с носителями традиций, детали их быта, атмосфера села. Этот фильм позволит глубже понять живую природу традиций и ценность личного рассказа.
Проект реализуется с целью сохранить живую устную память старших поколений – последних свидетелей уникальной культуры села, сбор, сохранение, перевод на бурятский и монгольский языки и популяризация фольклорного наследия села Укурик для укрепления локальной и этнической идентичности, передачи традиций и обычаев молодым и будущим поколениям, а также интеграции культурного наследия села в широкое бурятское, общемонгольское и международное культурное пространство. Реализация проекта позволит создать прочную межпоколенческую связь, поддержать интерес к родной культуре у молодежи и членов диаспоры, сохранить уникальные традиции и легенды, а также содействовать развитию локального сообщества и культурного туризма в регионе.
Обоснование социальной значимости проекта
Проект по сбору, сохранению и популяризации фольклорного наследия села Укурик обладает высокой социальной значимостью как для жителей села, так и для бурятского народа в целом, а при дальнейшем расширении — и для общемонгольского культурного пространства.
В последние десятилетия для села Укурик, как и для многих небольших населённых пунктов в регионах России, становится актуальной проблема оттока населения: значительная часть жителей разъезжается, на зимовку в селе остаётся всего несколько семей (по данным переписи 2021 года — 89 человек). Несмотря на это, молодое поколение, уезжая на учёбу или работу, стремится не потерять связь с родными местами и корнями — к примеру, они неизменно возвращаются домой на главные праздники: Новый Год — Сагаалган, коллективное подношение святому Кедру, который находится в 40 километрах вглубь тайги, а также на поклонение Хозяйке местности — Должит Хатан Эжи, хозяину — Дархит Дуурал Баавай и другим. В эти дни собирается всё село, проходят молебны с ламами, специально приезжающими из головного Чесанского (Кижингинского) дацана, жители приезжают с детьми, берут отпуска, чтобы помогать с хозяйственными работами, сенокосом. Это свидетельствует о важности и востребованности сохранения и передачи традиций, языка, обычаев и богатого фольклорного наследия своим детям — желании, исходящем от самих людей.
Одной из значимых вех нового времени для сельского сообщества стало строительство при меценатской поддержке выдающегося уроженца села, скульптора с мировым именем Даши Намдакова арт-парка "Тужи" — уникального культурного центра, открывшегося в 2021 году. Этот проект стал символом возвращения к истокам: сам Даши, долгое время проживавший за границей, признался, что именно "корни тянут, надо ехать домой", и своим примером вдохновил многих. Село стало постепенно оживать: появились рабочие места, увеличился поток гостей в летний сезон, жители и гости начали интересоваться историей и культурой родного края, историей своих родов. Благодаря парку вновь активизировалась жизнь нескольких окружающих деревень, что положительно сказывается и на социально-экономической ситуации, и на культурном развитии региона.
Село Укурик — уникальное место с особой атмосферой: жители отличаются трудолюбием, живут в достатке, многие из них необычайно талантливы. Здесь жили известные мастера по пошиву унтов, художники и скульпторы, врачи, прославившиеся не только на своё село, но и на Забайкальский край и Бурятию. Считается, что такая благодать и дарования, изобилие способностей и добра исходят непосредственно от самой земли, от особых "намоленных" сакральных мест — а их здесь немало: про каждый уголок села, каждую сопку или ручей, существует множество преданий, легенд и быличек, которые лишь частично зафиксированы и рискуют быть безвозвратно утерянными, если не заняться их планомерным сбором и сохранением.
Даже в советское время, несмотря на политику секуляризации, жители Укурика продолжали чтить духов местности, совершать традиционные обряды, оберегать божницы. Как показали пилотные интервью, до сих пор на вершине священной сопки, хранительницей которой считается Должит Хатан Эжи, местные жители соблюдают обрядовый обход посолонь – гороо, рассыпая зерно для духов. Эти обычаи сохраняются из поколения в поколение: "Это веками нахоженная тропа. Вот я на плечах своего отца помню ходил. Отец мне рассказывал, что тоже маленький был — на плечах своего отца ходил. Уже несколько поколений так" (Ринчин Михайлович, 16 июня 2025 г.).
В последние десятилетия для села Укурик, как и для многих небольших населённых пунктов в регионах России, становится актуальной проблема оттока населения: значительная часть жителей разъезжается, на зимовку в селе остаётся всего несколько семей (по данным переписи 2021 года — 89 человек). Несмотря на это, молодое поколение, уезжая на учёбу или работу, стремится не потерять связь с родными местами и корнями — к примеру, они неизменно возвращаются домой на главные праздники: Новый Год — Сагаалган, коллективное подношение святому Кедру, который находится в 40 километрах вглубь тайги, а также на поклонение Хозяйке местности — Должит Хатан Эжи, хозяину — Дархит Дуурал Баавай и другим. В эти дни собирается всё село, проходят молебны с ламами, специально приезжающими из головного Чесанского (Кижингинского) дацана, жители приезжают с детьми, берут отпуска, чтобы помогать с хозяйственными работами, сенокосом. Это свидетельствует о важности и востребованности сохранения и передачи традиций, языка, обычаев и богатого фольклорного наследия своим детям — желании, исходящем от самих людей.
Одной из значимых вех нового времени для сельского сообщества стало строительство при меценатской поддержке выдающегося уроженца села, скульптора с мировым именем Даши Намдакова арт-парка "Тужи" — уникального культурного центра, открывшегося в 2021 году. Этот проект стал символом возвращения к истокам: сам Даши, долгое время проживавший за границей, признался, что именно "корни тянут, надо ехать домой", и своим примером вдохновил многих. Село стало постепенно оживать: появились рабочие места, увеличился поток гостей в летний сезон, жители и гости начали интересоваться историей и культурой родного края, историей своих родов. Благодаря парку вновь активизировалась жизнь нескольких окружающих деревень, что положительно сказывается и на социально-экономической ситуации, и на культурном развитии региона.
Село Укурик — уникальное место с особой атмосферой: жители отличаются трудолюбием, живут в достатке, многие из них необычайно талантливы. Здесь жили известные мастера по пошиву унтов, художники и скульпторы, врачи, прославившиеся не только на своё село, но и на Забайкальский край и Бурятию. Считается, что такая благодать и дарования, изобилие способностей и добра исходят непосредственно от самой земли, от особых "намоленных" сакральных мест — а их здесь немало: про каждый уголок села, каждую сопку или ручей, существует множество преданий, легенд и быличек, которые лишь частично зафиксированы и рискуют быть безвозвратно утерянными, если не заняться их планомерным сбором и сохранением.
Даже в советское время, несмотря на политику секуляризации, жители Укурика продолжали чтить духов местности, совершать традиционные обряды, оберегать божницы. Как показали пилотные интервью, до сих пор на вершине священной сопки, хранительницей которой считается Должит Хатан Эжи, местные жители соблюдают обрядовый обход посолонь – гороо, рассыпая зерно для духов. Эти обычаи сохраняются из поколения в поколение: "Это веками нахоженная тропа. Вот я на плечах своего отца помню ходил. Отец мне рассказывал, что тоже маленький был — на плечах своего отца ходил. Уже несколько поколений так" (Ринчин Михайлович, 16 июня 2025 г.).