http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink

IT Это круто!

победитель конкурса 56,25
Приоритетное направление Развитие науки, образования и просвещения
Номинация конкурса содействие повышению качества образования учащихся из отдаленных малокомплектных школ

Вам необходимо авторизоваться, чтобы проголосовать

Краткое описание проекта

В настоящее время в России наблюдается дефицит кадров в области информационных технологий в связи с
ускоренными темпами цифровизации. Правительство реализует масштабные проекты по обучению
востребованным специальностям с привлечением вузов и ведущих IT-компаний. Но для участия в данных
проектах, как правило, необходимы базовые знания по школьному курсу информатики, которые у многих
школьников районов Забайкальского края отсутствуют или имеются в неполном объеме. Проект "IT-это круто!"
направлен на организацию бесплатных интенсивных занятий по информатике для школьников 8-9 классов районов
Забайкальского края с целью повышения уровня знаний по предмету и увеличению интереса к сфере
информационных технологий в дальнейшем. Реализация данного проекта повысит информационную грамотность
школьников, что в дальнейшем может способствовать увеличению количества школьников, которые выберут ITнаправление как основное направление своей профессиональной деятельности. Проект будет реализован на базе
муниципального общеобразовательного учреждения Агинского района Забайкальского края. Предполагается
участие в проекте не менее 25 школьников 8-9 классов данного учреждения. Для школьников в ходе проекта будет
проведено 32 урока по информатике в очном формате (продолжительность урока - 45 минут, перерыв между
уроками - 15 минут, между 4 и 5 уроками обеденный перерыв 45 минут). Занятия проводятся в субботу и
воскресенье (по 8 уроков) в общеобразовательном учреждении. Преподаватель - опытный педагог по предмету
"Информационные технологии", эксперт предметной комиссии Забайкальского края по проверке ОГЭ
"Информатика и ИКТ". Кроме очных занятий в проекте запланированы индивидуальные онлайн-консультации по
вопросам изученного материала. Каждый ученик получит методические материалы, необходимые для изучения
курса. Программа курса включает в себя материал по предмету "Информатика" (лекционные и практические
занятия, задания для домашней и контрольной работ, итоговое тестирование), презентационный материал на тему
"Сфера IT - интересное, новое и полезное". В результате прохождения курса каждый ученик повысит базовые
знания по информатике (все участники целевой группы после прохождения курса правильно выполняют не менее
75% заданий контрольных работ и итогового тестирования, не менее 15 учеников правильно выполняют не менее
80% заданий), все участники ознакомятся со сферой информационных технологий, профессиями в данной сфере,
кругом решаемых ими задач и имеющимися возможностями. Ученики попробуют себя в групповой работе во время
проекта - после прослушивания лекции на тему "Сфера IT - интересное, новое и полезное" участникам по группам в
количестве 4-5 человек будет предложено создать презентацию о известном IT-специалисте из России, а также
составить рейтинг наиболее привлекательных IT-специальностей для участников в группе.

Обоснование социальной значимости проекта

В настоящее время существует острая потребность государства в ИТ специалистах. Одна из приоритетных задач
образования – подготовка высококвалифицированных ИТ специалистов для нашей страны. Для школьников
создаются различные курсы по программированию, робототехнике, о которых мы часто можем слышать в
учреждениях дополнительного образования и даже в общеобразовательных школах (Кванториум, ИТ Куб,
Компьютерная Академия TOP и др.) Но либо они платные, либо территориально расположены достаточно далеко, а
для школьников отдалённых сельских школ порой просто недосягаемы. С другой стороны, многие школьники
вообще не интересуется информационными технологиями, и, следовательно, не заинтересованы в посещении таких
курсов. У учеников 8-9 классов отсутствуют базовые знания по информатике. Одной из причин этого является
отсутствие преподавателя информатики в школе. К сожалению, проблема дефицита учителей является
общероссийской. Даже московские школы, где все относительно стабильно, не могут закрыть все учительские
вакансии (https://newizv.ru/news/2023-10-25/shkoly-bez-uchiteley-chto-zhdet-rossiyskoe-obrazovanie-v-blizhayshembuduschem-422244). Не миновала эта проблема и сельские школы Забайкальского края. Информатику могут вести
учителя, которые, зачастую, не имеют профильного образования, а лишь прошли курсы переподготовки. Либо
вакансия остаётся вовсе не закрытой (Сведения о численности вакансий ОО Забкрай.pdf - в МОУ "ОСОШ" имеется
вакансия учителя информатики (1 чел.), данные на 15.01.2024). Другой причиной является формальный подход к
преподаванию информатики. Наши собственные наблюдения во время выездов в учебные заведения
Забайкальского края, а также опросы показывают, что школьная информатика сегодня во многом ограничивается
обучением пользовательскому набору умений. Реже уделяют внимание более профессиональным навыкам —
например, программированию и основам информационной безопасности. Кроме того, дисциплине отводится
недостаточное количество часов, - всего 1 час информатики в неделю. Информатика не входит в сферу интересов.
Ученики в большинстве своём имеют узкое представление о том, что такое информационные технологии и чем
занимаются ИТ-специалисты. В 2023/2024 году ЕГЭ по информатике в школах Агинского района выбрало 8
человек из 91 человека, что свидетельствует о незаинтересованности учащихся в изучении информатики. Ученики,
интересующиеся сферой ИТ, сталкиваются с отсутствием поддержки и единомышленников. Они либо изучают
предмет самостоятельно (что не всегда получается), либо вынуждены платить деньги репетитору, чтобы
подготовиться к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по информатике и, соответственно, развиваться дальше в сфере ИТ. В 2023 году
в России в ВУЗах удвоилось количество бюджетных мест по специальностям в сфере информационных
технологий. Многие абитуриенты поступают на ИТ специальности именно из-за наличия бюджетных мест, не имея
полного и достоверного представления об ИТ сфере. Поэтому, в течение первых двух лет обучения на бакалавриате
до 25 % студентов меняют специальность в связи с несоответствием ожиданий, либо отчисляются как не
справившиеся с обучением (усредненная ежегодная статистика ЧИ БГУ за 3 года с 2022 по 2024 год). Наш проект
является социально-значимым как для школьников, так и для государства. Он позволяет сформировать у
школьников комплексное представление об ИТ сфере. Кроме этого, проект способствует профориентации в разрезе
будущей карьеры, а также позволяет глубже познакомится с ИТ сферой.