ПодРАСтаю
Приоритетное направление
Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства
Номинация конкурса
поддержка семей с детьми-инвалидами, родителей с ограниченными возможностями здоровья
{"voteComponentId":"4fb00d39-851c-48b4-891c-daa8e647a6ce","voteUrl":"/public/application-voting/vote","applicationId":"242c8248-e5f9-4473-a98c-1e7870fa7db8","isCanVote":false}
Вам необходимо авторизоваться, чтобы проголосовать
Краткое описание проекта
Проект "ПодРАСтаю" нацелен на подростков с РАС в возрасте от 12 - 17 лет. Команда АНО помощи людям с РАС "МОЙ НОВЫЙ МИР" в партнерстве с МБОУ СОШ № 6 и Государственным автономным профессиональным образовательным учреждением "Забайкальский горный колледж имени М.И. Агошкова" (ГАПОУ "ЗабГК им. М.И. Агошкова") разработали проект, который будет проходить по нескольким направлениям. Первое направление - проведение диагностики развития навыков у подростков с РАС по специальным протоколам, на базе ресурсного класса МБОУ СОШ № 6. По результатам диагностики родители получат отчет о проведенной диагностики и индивидуальную программу развития ребёнка, что позволит изменить коррекционный маршрут с учетом интересов и возможностей подростка. В свою очередь это позволит повысить шансы на освоение подходящей профессии в будущем. Второе направление - обучение родителей эффективной работе с подростком, благодаря проведению индивидуальной работы, в которую включены практические тренинги. Третье направление, непосредственно профориентационные занятия, которые будут проходить на базе ГАПОУ "ЗабГК им. М.И. Агошкова". Проект будет реализовываться в несколько этапов. Подготовительный этап (февраль–май 2023 г.): сбор данных, опросы и анкетирование родителей подростков с РАС с целью выявления проблем мешающих подростку определится в выборе будущей профессии ( профессиональной области). Данный этап завершен. По итогу выявлена необходимость оказания помощи родителям в изменении коррекционного маршрута. С целью объективной оценки развития навыков, необходимо пройти диагностику. Родители хотели бы познакомить подростка с профессиями: техник-программист, художник, библиотекарь, музыкант, повар. Опрос выявил, что проблема не только в том, что у подростков с РАС нет возможности познакомиться с какой-то профессией, а многие просто не готовы, так как не используют речь или имеют сложности с поведением, не передвигаются самостоятельно, не владеют навыками диалога, социальной коммуникацией, имеют сенсорные проблемы. У многих коррекционный маршрут очень слабый, в связи с тем, что многие специальные педагоги, логопеды, психологи и тд. не берут подростков с РАС с проблемным поведением. Многие родители смирились с ситуацией и ребенок посещает только школу по индивидуальному графику. Необходима предварительная подготовка родителей и подростков, так как ожидания родителей могут не совпадать с реальными возможностями ребёнка, при этом возможности могут быть, как завышены, так и занижены. В настоящее время из 30 подростков, по предварительной оценке, профориентационные занятия по специальности техник-программист доступны 5-м., у которых достаточно сформированы необходимые навыки, в том числе и навыки сотрудничества, позволяющие им посещать занятия в колледже. Остальным требуется подготовительная работа, для этого необходимо выявить сильные стороны подростка, за счёт которых он сможет развить необходимые навыки для получения доступной для него профессии. Поэтому с октября 2023 г. по май 2024 г. будет проводится диагностика 30 подростков с РАС на базе МБОУ СОШ № 6. В процессе диагностики параллельно будет проводится работа по обучению родителей подростков с РАС применению принципов прикладного анализа поведения. Полученные знания покажут, как избавиться от проблемного поведения ребенка, обучить его новым навыкам, очевидными для них станут сильные стороны ребенка, которые помогут ему адаптироваться в разных условиях. По результатам диагностики будет составлена программа с конкретными целями. Будут даны рекомендации родителям, как достичь поставленных целей. Будет предоставлен необходимый материал для занятий, в том числе в электронном формате. В ноябре - декабре 2023 г. поведенческий аналитик (куратор) адаптирует материал необходимый для проведения практических занятий на базе ГАПОУ "ЗабГК им. М.И. Агошкова". Материалы, которые необходимо адаптировать, разрабатываются и предоставляются педагогом ГАПОУ "ЗабГК им. М.И. Агошкова" в сентябре- октябре 2023 г. В рамках проекта предусмотрено проведение 2-х лекции для педагогов колледжа: "Психологические и педагогические особенности подростков с РАС" и "Адаптация материала для эффективного обучения". Две лекции для родителей, подростков, участвующих в проекте (в школе № 6 ресурсном классе): "Организация «домашней» терапии – самый эффективный вид помощи подростку ". Пятый этап (февраль - апрель): непосредственно ознакомление подростков с РАС с профессией техник-программист на базе колледжа. Занятия проводятся 1 раз в субботу 2 академических часа, всего в месяц 8 часов. Занятия подростки будут посещать с родителями. Возможно, у подростков с РАС появится, любимое направление. В данном случае будет выбор не родителей за подростка с РАС а самого подростка. Родители реально оценят возможности ребенка. Предусмотрена экскурсия подростков с родителями в ГАПОУ "ЗабГК им. М.И. Агошкова".По завершении курсов будет проведена повторная диагностика 5-х подростков участвующих в профориентационных занятиях.
Обоснование социальной значимости проекта
Особенности развития людей с РАС чаще всего не дают им возможности получить профессию которая бы соответствовала их возможностям и потребностям. Чаще всего дети с РАС тяжело перенимают опыт, и не могут примерять на себя различные роли даже в игровой деятельности. Поэтому в более старшем возрасте им сложно представить себя в той или иной профессии. Для понимания сможет ли подросток с РАС освоить ту или иную профессию, сможет ли он её осилить необходимо глубокое погружение в изучение теоретической части, а также практические навыки. Ситуацию усугубляет и то, что подростки с РАС часто обучаются на индивидуальном (домашнем) обучении лишены социального взаимодействия из-за этого страдает развитие коммуникации. У подростков с расстройством аутистического спектра, больше всего страдает способность к общению, поэтому им нужна помощь при обучении. Какое направление выбрать, развивать ребенку с РАС необходимо решать в возрасте 12 лет и старше, так как это позволит выбрать более глубокое изучение определенных предметов. Согласно Аналитической справки о численности детей с расстройствами аутистического спектра в субъектах Российской Федерации за 5 лет с 2018 по 2022 г. (Приложение 1) увеличилась численность студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования - с 89 человек в 2018 до 661 в 2022 году, при этом их доля в общей численности лиц с РАС составляет всего 2%. Основное общее образование в 2022 г. получали 9004 чел, Среднее общее образование с 10-11 класс всего обучалось 455 подростков с РАС., а высшее образование всего 12 человек. Важно отметить, что на уровень среднего профессионального и высшего образования попадает совсем мало подростков с РАС, причин этому факту много. Основная причина, в том что направление работы по включению подростков с РАС на разные уровни образования (создание специальных образовательных условий) только начинает набирать обороты в России, а в нашем городе и в целом в Забайкальском крае не лучшая ситуация по этому вопросу. Нами проведён опрос в сообществе Чита. Забайкалье. Аутизм. РАС. численность сообщества 538 человек. Опрос проведён среди родителей подростков с РАС. В опросе приняли участвовали 32 родителей. Мы выявили, что 56 % подростков в возрасте от 12 и старше обучаются на индивидуальном обучении с 5-9 класс, 25 % подростков обучаются в начальной школе (1-4 классы), 19 % сидят дома. На вопрос "Кем сможет работать ваш ребёнок?", родители ответить затрудняются. Знакомство с профессией необходимо также для родителей так как очень часто они могут предъявлять как завышенные, так и заниженные требования к подростку, которые могут навредить. Что в конечном итоге может привести к потере единственной возможности на самостоятельную жизнь и трудоустройство.
Таким образом, подростки с РАС нуждаются в предоставлении возможности выбора направления деятельности и освоении навыков необходимых для выбора будущей профессии в безопасной среде с предоставлением помощи. Чаще всего подростки с РАС находятся на домашнем обучении. Мало общаются или не общаются со сверстниками, а также посещают дополнительные кружки и секции выбранные родителями, что не даёт возможности им понять свои интересы и найти свои увлечения. Не все родители могут понять что всем людям с РАС не доступна профессиональная деятельность, в связи с их особенностями. Существуют основные ограничения для профессиональной деятельности при РАС. Для определения профессиональной деятельности необходимо учитывать клиническую полиморфность. Профессиональная ориентация людей с РАС закладывается предшествующей коррекционной работой, анализ которой является базисом для будущей профессии.
Таким образом, подростки с РАС нуждаются в предоставлении возможности выбора направления деятельности и освоении навыков необходимых для выбора будущей профессии в безопасной среде с предоставлением помощи. Чаще всего подростки с РАС находятся на домашнем обучении. Мало общаются или не общаются со сверстниками, а также посещают дополнительные кружки и секции выбранные родителями, что не даёт возможности им понять свои интересы и найти свои увлечения. Не все родители могут понять что всем людям с РАС не доступна профессиональная деятельность, в связи с их особенностями. Существуют основные ограничения для профессиональной деятельности при РАС. Для определения профессиональной деятельности необходимо учитывать клиническую полиморфность. Профессиональная ориентация людей с РАС закладывается предшествующей коррекционной работой, анализ которой является базисом для будущей профессии.