Проект " Другое Дело !" направлен на продолжение и развитие проекта " Лиловый дом в Краснокаменске", поддержанного грантом Губернатора Забайкальского края в 2024 году.Направлен на формирование на базе Центра " Лиловый дом" г. Краснокаменск условий для социально-трудовой адаптации молодых людей с ментальными нарушениями от 14-30 лет и улучшение их жизненных перспектив, посредством последующего трудоустройства в "защищенных" условиях .
Центр " Лиловый дом" в г.Краснокаменске функционирует с января 2024 года, за это время он стал местом поддержки и развития для более 40 ребят с инвалидностью, нуждающихся в ассистентско -тьюторской помощи и сопровождении, а так же для их семей и специалистов, работающих с ними. Это более 780 кв. м пространства,которое создано для всех- в целом, и адаптировано для каждого - отдельности . Здесь ребята с разными жизненными потребностями и разных возрастов( младшему 6 лет, старшему 26 лет) ,при поддержке педагогов и наставников, развивают свой потенциал, посредством организованной регулярной полезной занятостью с динамической сменой деятельности . В творческой студии " Лиловый кот" лепят, шьют, плетут, валяют, набивают,мнут, клеят, расписывают свои первые шедевры ; в зале адаптивной физической культуры " Йо-Жик"и студии нейро-когнитивного развития" Лиловые ладошки" становятся быстрее и ловче ; в ресурсно-коммуникативной студии становятся общительнее и рассудительнее,в "Кулинарной школе" готовят первые свои блюда и угощают ими всех " Лиловых домочадцев" . Каждый из этих ребят , знает ,что есть место где его ждут , ему рады, где обязательно будет интересная и полезная занятость,место где не страшно быть таким какой есть , где обязательно получится свой особенный/ не стандартный результат - не менее прекрасный, чем стандартный . Здесь развивают и совершенствуют свои навыки не только ребята, но их родители и педагоги .
С учетом ранее полученного опыта , сравнительного анализа имеющихся ограничений жизнедеятельности на начальном этапе участия ребят в проекте и наблюдения за функциональной динамикой изменений у ребят в процессе социальной адаптации и естественно протекающей интеграции, в 2025 году занятость для ребят старше 14 лет в Центре" Лиловый дом" г.Краснокаменск дополнилась занятиями по социально-трудовой адаптации :в столярной студии и курс "хлебопечение" . За это время команде проекта удалось: - у большинства ребят старше 14 лет повысить их мотивацию к социальной и трудовой занятости, и как результат 6 ребят с ментальными нарушениями выразили свое желание к трудоустройству в " защищенных условиях" на летний период (4 чел. трудоустроены в настоящее время), 3 чел. старше 18 лет желают постоянного трудоустройства в " защищенных условиях"; - у родителей прежде всего снизить убежденность в отсутствии перспектив жизне- и трудоустройства взрослеющих ребят с ментальными нарушениями без их социальной изоляции , вместе с тем повысить ответственность и убежденность в посильности формирования стационарозамещающих технологий по месту жительства - объединяя усилия родительского сообщества , исполнительных органов , некоммерческих организаций и бизнеса; - апробировать и получить первый опыт формирования условий для трудовой занятости лиц с ментальными нарушениями, реализации "продукта" трудовой деятельности , который безусловно требует расширения и развития.
В рамках проекта " Другое дело", при сохранении всех созданных условий для дневной занятости ребят с инвалидностью в Центре " Лиловый дом" г. Краснокаменск , материально-техническое оснащение столярной студии и хлебопечения планируется усовершенствовать до уровня "тренировочных мастерских", а так же создать условия для расширения вариативности трудовой занятости по средством формирования условий для создания швейной и гончарно-керамической мастерских. Что позволит не только усовершенствовать качество социально- трудовой адаптации ребят с ментальным нарушениями( старше 14 лет) , но и создать условия в муниципалитете для улучшения жизненных перспектив молодых людей с ментальными нарушениями , проживающих в г.Краснокаменск, для их последующего сопровождаемого трудоустройства .
Обоснование социальной значимости проекта
По информации ГУ" ЦППМСП" Дар"Забайкальского края" численность детей с установленным статусом " обучающийся с ограниченными возможностями здоровья" в Забайкальском крае составляет около 12 000 чел( в том числе дети- инвалиды). Согласно данным Федеральной службы государственной статистики , размещенной https://rosstat.gov.ru на начало 2024 года в Забайкальском крае проживало 5452 чел.с установленным статусом " ребенок-инвалид"( См. приложение 1 в п. 7.1 заявки, стр. 96 , крайний столбец). По сведениям ФКУ" Главное бюро медико- социальной экспертизы по Забайкальскому краю"за период 2021 - 2023 гг. в Забайкалье отмечается рост уровня первичной инвалидности среди детского населения Забайкальского края,и этот показатель по краю за 2023 г. превышает общероссийский показатель 2022 г.. Только за 2023 г в Забайкалье 712 детям установлена категория «ребенок-инвалид» ,что больше на 10,7% ( на 76 чел). по сравнению с 2022 г.. Из них 60,5 % составляют мальчики – 431 чел., 39,5 % девочки – 281 чел. ,по возрасту преобладают (независимо от пола) инвалиды от 8 до 14 лет – 38,9 % и 9.4 % старше 15 лет. При этом , в структуре первичной инвалидности в Забайкальском крае по классам болезней , в течение трех лет 1 место занимает инвалидность вследствие психических расстройств и расстройств поведения, с удельным весом в 2023 г. – 38,2 %, относительно 2022 г. отмечается рост удельный веса на 3,8 %( см. Прилож. 2 в п 7.1 заявки, стр. 21,22, 23).Таким образом очевидна актуальность формирования специальных условий для социальной адаптации и комплексных подходов в реабилитации детей с инвалидностью. В г. Краснокаменск и Краснокаменском р-не проживает более 350 детей с инвалидностью.Не смотря на наличие в городе детского сада компенсирующей направленности и коррекционной школы , социальная занятость детей с ментальными и тяжелыми множественными нарушениями в этих учреждениях составляет от 8 до 16 час/в неделю, в то время как у их норма типичных сверстников занятость в учреждениях образования достигает 30 часов в неделю . Причиной такого положения дефициты обеспечения специальных образовательных условий в соответствии с заключениями ПМПК , необходимых для каждого из обучающихся с ОВЗ и предусматривающих ассистенско-тьюторское сопровождение образовательного процесса , а так же помощь коррекционных педагогов( дефектолога, психолога , логопеда) . С одной стороны такое положение обучающихся с ОВЗ обусловлено отсутствием в регионе нормативов финансирования адаптированных образовательных программ по каждой из 9 нозологических групп ( в настоящее время нормативы финансирования адаптированных обр.программ не превышают нормативов финансирования основных образовательных программ https://docs.cntd.ru/document/446181742 ), с другой стороны- отсутствием в районах края необходимого количества квалифицированных специалистов, в связи с чем даже при наличии в штатных единиц в образовательном учреждениях они остаются вакантными.Поэтому обучающиеся с ОВЗ и нуждающиеся в спец. образовательных условиях, проживающие в районах Забайкальского края, в подавляющем большинстве образовательные программы осваивают по индивидуальному учебному плану( академ.нагрузка которого гораздо ниже установленной) и изолированно от сверстников . Точно такая же ситуация и в учреждениях доп. и проф.образования . В связи с чем ребята , имеющие ментальные и множественные нарушения растут в " изолированно" от общества, и как следствие ежедневный круг социальных контактов и коммуникативного опыта с внешним миром ограничен только членами их семьи и педагогами индивидуального обучения,опыт общения и взаимодействия со сверстниками за частую отсутствует вовсе . Для любого человека изолированность от общества и дефицит общения негативно сказывается на его когнитивных функциях и эмоционально- волевой сфере, не говоря уже о людях с физич. и ментальн. нарушениями. Организация-заявитель являясь структурным подразделением Общероссийской организации родителей детей- инвалидов ,все члены и руководители которой являются родителями /опекунами детей- инвалидов и инвалидов с детства Поэтому понимая и не понаслышке зная дефициты и необходимость спец. условий для максимальной соц.адаптации своих детей, которые растут быстро (а сами родители не молодеют)- со своей стороны проявляя активную родительскую и гражданскую позицию,ратует не только за соблюдение прав и законных интересов, предусмотренных государственными гарантиями,но и вносит собственный вклад для формирования в субъекте системы комплексного сопровождения детей с инвалидностью и ОВЗ (в соотв-и с измен.гл III, IV ФЗ -181),в том числе содействуют развитию ассистивных и стационарозаменяющих социальных практик. Именно поэтому в Забайкалье по сути родительским силами инициирован , создан при грантовой поддержке, тиражируется и развивается " Лиловый дом" в Краснокаменске: модель социальной занятости апробирована и функционирует,теперь нужно развивать модель трудов. занятости и сопровожд