Инновационная модель образовательного процесса ДОО как условие расширения пространства развития детей
Приоритетное направление
Развитие науки, образования и просвещения
Номинация конкурса
продвижение и популяризация науки
{"voteComponentId":"9f17299f-2005-4ce1-b99e-5d010083bd0e","voteUrl":"/public/application-voting/vote","applicationId":"db5ef1f4-2b3c-4a35-c7fa-08d887df2bae","isCanVote":false}
Вам необходимо авторизоваться, чтобы проголосовать
Краткое описание проекта
Разработана модель образовательного процесса ДОО как условия расширения пространства развития детей, которая содержит пять блоков.
В целевой блок входят цель и задачи.
Методологический блок раскрывает подходы и принципы научно-методического сопровождения участников образовательных отношений, направленных на формирование УПУД и культурных способов деятельности детей. Сущность субъектно-деятельностного подхода в дошкольной педагогике заключается в создании эффективных педагогических условий для развития дошкольника, как субъекта познания, общения и деятельности.
В связи с этим субъектно-деятельностный подход актуален для всех участников образовательных отношений.
Гуманитарный подход позволяет рассматривать ребенка, его личность, его неповторимую индивидуальную культуру как самоценность.
Согласно психолого-педагогической теории амплификации детского развития оптимальные педагогические условия для развития личности ребенка создаются не путем форсированного обучения, а путем максимального обогащения содержания и способов осуществления специфически детских видов деятельности. Развивающий эффект достигается, когда деятельность остается подлинно детской самостоятельной.
Принцип гуманизма лежит в основе научно-методического сопровождения участников образовательных отношений. В соответствии с ФГОС дошкольного образования одним из основных принципов является принцип создания благоприятной образовательной среды в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Организационно-педагогический блок раскрывает условия формирования культурных способов деятельности детей.
Созданная инновационная модель образовательного процесса направлена на ребенка, на его полноценное развитие как индивида, на желание помочь ему войти в современный мир, приобщиться к его ценностям и представляет «5П», которые понимаются, как:
1. Учет 5 возрастных потребностей детей (потребность в общении, в игре, в познавательной активности, во взаимодействии со взрослыми и сверстниками);
2. Создание Центров активности в группах по 5 направлениям: естественно-научные, игровые, творческие, оздоровительные, этнокультурные.
3. Планирование 5 субъективно новых компонентов образовательной ситуации: введение в игровую ситуацию, актуализация и возникновение трудностей в игровой ситуации, «Открытие» ребёнком (детьми) новых способов действий, включение нового материала, осмысление содержания игровой ситуации.
4. Проектирование 5 образовательных блоков: самостоятельный выбор и ответственность, расширение социально-культурного пространства развития детей, исследовательская деятельность, превращение современного образовательного пространства в открытое, информационное, опыт творческой деятельности.
5. Реализация 5 образовательных областей: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавате
В целевой блок входят цель и задачи.
Методологический блок раскрывает подходы и принципы научно-методического сопровождения участников образовательных отношений, направленных на формирование УПУД и культурных способов деятельности детей. Сущность субъектно-деятельностного подхода в дошкольной педагогике заключается в создании эффективных педагогических условий для развития дошкольника, как субъекта познания, общения и деятельности.
В связи с этим субъектно-деятельностный подход актуален для всех участников образовательных отношений.
Гуманитарный подход позволяет рассматривать ребенка, его личность, его неповторимую индивидуальную культуру как самоценность.
Согласно психолого-педагогической теории амплификации детского развития оптимальные педагогические условия для развития личности ребенка создаются не путем форсированного обучения, а путем максимального обогащения содержания и способов осуществления специфически детских видов деятельности. Развивающий эффект достигается, когда деятельность остается подлинно детской самостоятельной.
Принцип гуманизма лежит в основе научно-методического сопровождения участников образовательных отношений. В соответствии с ФГОС дошкольного образования одним из основных принципов является принцип создания благоприятной образовательной среды в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Организационно-педагогический блок раскрывает условия формирования культурных способов деятельности детей.
Созданная инновационная модель образовательного процесса направлена на ребенка, на его полноценное развитие как индивида, на желание помочь ему войти в современный мир, приобщиться к его ценностям и представляет «5П», которые понимаются, как:
1. Учет 5 возрастных потребностей детей (потребность в общении, в игре, в познавательной активности, во взаимодействии со взрослыми и сверстниками);
2. Создание Центров активности в группах по 5 направлениям: естественно-научные, игровые, творческие, оздоровительные, этнокультурные.
3. Планирование 5 субъективно новых компонентов образовательной ситуации: введение в игровую ситуацию, актуализация и возникновение трудностей в игровой ситуации, «Открытие» ребёнком (детьми) новых способов действий, включение нового материала, осмысление содержания игровой ситуации.
4. Проектирование 5 образовательных блоков: самостоятельный выбор и ответственность, расширение социально-культурного пространства развития детей, исследовательская деятельность, превращение современного образовательного пространства в открытое, информационное, опыт творческой деятельности.
5. Реализация 5 образовательных областей: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавате
Обоснование социальной значимости проекта
Основная проблема: результатом деятельности ДОО является достижение целевых ориентиров ФГОС ДО, к которым относятся развитие универсальных предпосылок учебной деятельности, а также сформированность культурных способов деятельности у детей дошкольного возраста, что требует моделирования образовательного процесса ДОО, проектирования ООП ДОО, введения новых механизмов организации образовательной среды ДОО как условия расширения и обогащения пространства развития детей.
Актуальность: общеизвестно, что стратегические цели президентской инициативы «Наша новая школа» направлены, прежде всего, на формирование человека 21 века: конкурентоспособного, профессионального, социально мобильного, высоконравственного, культурного, здорового.
Мы осознаем, что реформируется не сама деятельность образовательных учреждений и педагогов, а те нормы, в рамках которой эта деятельность осуществляется, поэтому главная задача педагогов дошкольного образования это моделирование образовательного процесса ДОО, которое в большей степени зависит от реализации содержания основных образовательных программ дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО и развития современной образовательной среды ДОО.
Организации получили более широкие права в определении собственной образовательной деятельности, в том числе права на самостоятельную разработку образовательных программ. ООП дошкольного образования – это теоретически и эмпирически обоснованная модель, содержащая:
- описание совместной деятельности взрослого с детьми;
- содержание, формы, технологии, методы и приемы позволяющие осуществлять эту деятельность;
- ожидаемые образовательные результаты этой деятельности, сформулированные на основании целевых ориентиров Стандарта. При этом особое внимание в ООП уделяется вопросам привлечения потенциала семей воспитанников к образовательной деятельности Организации.
Поскольку ООП дошкольной организации представляет собой детально регламентированную модель образовательной деятельности на основе конкретизации базовых компетенций ребенка, то разработка инновационной модели образовательного процесса ДОО как условия расширения пространства развития детей является актуальным и способствует созданию в ДОО динамичной и изменчивой среды, наполненной материалами и возможностями приобретения опыта, которые соответствуют индивидуальным интересам ребенка и его уровню развития, а также способствует раскрытию способностей каждого ребенка и его самореализации.
Актуальность: общеизвестно, что стратегические цели президентской инициативы «Наша новая школа» направлены, прежде всего, на формирование человека 21 века: конкурентоспособного, профессионального, социально мобильного, высоконравственного, культурного, здорового.
Мы осознаем, что реформируется не сама деятельность образовательных учреждений и педагогов, а те нормы, в рамках которой эта деятельность осуществляется, поэтому главная задача педагогов дошкольного образования это моделирование образовательного процесса ДОО, которое в большей степени зависит от реализации содержания основных образовательных программ дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО и развития современной образовательной среды ДОО.
Организации получили более широкие права в определении собственной образовательной деятельности, в том числе права на самостоятельную разработку образовательных программ. ООП дошкольного образования – это теоретически и эмпирически обоснованная модель, содержащая:
- описание совместной деятельности взрослого с детьми;
- содержание, формы, технологии, методы и приемы позволяющие осуществлять эту деятельность;
- ожидаемые образовательные результаты этой деятельности, сформулированные на основании целевых ориентиров Стандарта. При этом особое внимание в ООП уделяется вопросам привлечения потенциала семей воспитанников к образовательной деятельности Организации.
Поскольку ООП дошкольной организации представляет собой детально регламентированную модель образовательной деятельности на основе конкретизации базовых компетенций ребенка, то разработка инновационной модели образовательного процесса ДОО как условия расширения пространства развития детей является актуальным и способствует созданию в ДОО динамичной и изменчивой среды, наполненной материалами и возможностями приобретения опыта, которые соответствуют индивидуальным интересам ребенка и его уровню развития, а также способствует раскрытию способностей каждого ребенка и его самореализации.