IT - это круто!
Приоритетное направление
Развитие науки, образования и просвещения
Номинация конкурса
содействие повышению качества образования учащихся из отдаленных малокомплектных школ
{"voteComponentId":"31ad6afa-c312-4d29-9462-6b6c7188e7bc","voteUrl":"/public/application-voting/vote","applicationId":"d24b2014-f9df-44d7-b99f-76eb0b8506a9","isCanVote":false}
Вам необходимо авторизоваться, чтобы проголосовать
Краткое описание проекта
В настоящее время в России наблюдается дефицит кадров в области информационных технологий в связи с ускоренными темпами цифровизации. Правительство реализует масштабные проекты по обучению востребованным специальностям с привлечением вузов и ведущих IT-компаний. Но для участия в данных проектах, как правило, необходимы базовые знания по школьному курсу информатики, которые у многих школьников районов Забайкальского края отсутствуют или имеются в неполном объеме. Проект "IT-это круто!" направлен на организацию бесплатных интенсивных занятий по информатике для школьников 8-9 классов районов Забайкальского края с целью повышения уровня знаний по предмету и увеличению интереса к сфере информационных технологий в дальнейшем. Реализация данного проекта повысит информационную грамотность школьников, что в дальнейшем может способствовать увеличению количества школьников, которые выберут IT-направление как основное направление своей профессиональной деятельности. Проект будет реализован на базе муниципального общеобразовательного учреждения Агинского района Забайкальского края. Предполагается участие в проекте не менее 25 школьников 8-9 классов данного учреждения. Для школьников в ходе проекта будет проведено 32 урока по информатике в очном формате (продолжительность урока - 45 минут, перерыв между уроками - 15 минут, между 4 и 5 уроками обеденный перерыв 45 минут). Занятия проводятся в субботу и воскресенье (по 8 уроков) в общеобразовательном учреждении. Преподаватель - опытный педагог по предмету "Информационные технологии", эксперт предметной комиссии Забайкальского края по проверке ОГЭ "Информатика и ИКТ". Кроме очных занятий в проекте запланированы индивидуальные онлайн-консультации по вопросам изученного материала. Каждый ученик получит методические материалы, необходимые для изучения курса. Программа курса включает в себя материал по предмету "Информатика" (лекционные и практические занятия, задания для домашней и контрольной работ, итоговое тестирование), презентационный материал на тему "Сфера IT - интересное, новое и полезное". В результате прохождения курса каждый ученик повысит базовые знания по информатике (все участники целевой группы после прохождения курса правильно выполняют не менее 75% заданий контрольных работ и итогового тестирования, не менее 15 учеников правильно выполняют не менее 80% заданий), все участники ознакомятся со сферой информационных технологий, профессиями в данной сфере, кругом решаемых ими задач и имеющимися возможностями. Ученики попробуют себя в групповой работе во время проекта - после прослушивания лекции на тему "Сфера IT - интересное, новое и полезное" участникам по группам в количестве 4-5 человек будет предложено создать презентацию о известном IT-специалисте из России, а также составить рейтинг наиболее привлекательных IT-специальностей для участников в группе.
Обоснование социальной значимости проекта
В настоящее время существует острая потребность государства в ИТ специалистах. Одна из приоритетных задач образования – подготовка высококвалифицированных ИТ специалистов для нашей страны. Для школьников создаются различные курсы по программированию, робототехнике, о которых мы часто можем слышать в учреждениях дополнительного образования и даже в общеобразовательных школах (Кванториум, ИТ Куб, Компьютерная Академия TOP и др.) Но либо они платные, либо территориально расположены достаточно далеко, а для школьников отдалённых сельских школ порой просто недосягаемы. С другой стороны, многие школьники вообще не интересуется информационными технологиями, и, следовательно, не заинтересованы в посещении таких курсов. У учеников 8-9 классов отсутствуют базовые знания по информатике. Одной из причин этого является отсутствие преподавателя информатики в школе. К сожалению, проблема дефицита учителей является общероссийской. Даже московские школы, где все относительно стабильно, не могут закрыть все учительские вакансии (https://newizv.ru/news/2023-10-25/shkoly-bez-uchiteley-chto-zhdet-rossiyskoe-obrazovanie-v-blizhayshem-buduschem-422244). Не миновала эта проблема и сельские школы Забайкальского края. Информатику могут вести учителя, которые, зачастую, не имеют профильного образования, а лишь прошли курсы переподготовки. Либо вакансия остаётся вовсе не закрытой (Сведения о численности вакансий ОО Забкрай.pdf - в МОУ "ОСОШ" имеется вакансия учителя информатики (1 чел.), данные на 15.01.2024).
Другой причиной является формальный подход к преподаванию информатики. Наши собственные наблюдения во время выездов в учебные заведения Забайкальского края, а также опросы показывают, что школьная информатика сегодня во многом ограничивается обучением пользовательскому набору умений. Реже уделяют внимание более профессиональным навыкам — например, программированию и основам информационной безопасности.
Кроме того, дисциплине отводится недостаточное количество часов, - всего 1 час информатики в неделю. Информатика не входит в сферу интересов. Ученики в большинстве своём имеют узкое представление о том, что такое информационные технологии и чем занимаются ИТ-специалисты.
В 2023/2024 году ЕГЭ по информатике в школах Агинского района выбрало 8 человек из 91 человека, что свидетельствует о незаинтересованности учащихся в изучении информатики.
Ученики, интересующиеся сферой ИТ, сталкиваются с отсутствием поддержки и единомышленников. Они либо изучают предмет самостоятельно (что не всегда получается), либо вынуждены платить деньги репетитору, чтобы подготовиться к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по информатике и, соответственно, развиваться дальше в сфере ИТ.
В 2023 году в России в ВУЗах удвоилось количество бюджетных мест по специальностям в сфере информационных технологий. Многие абитуриенты поступают на ИТ специальности именно из-за наличия бюджетных мест, не имея полного и достоверного представления об ИТ сфере. Поэтому, в течение первых двух лет обучения на бакалавриате до 25 % студентов меняют специальность в связи с несоответствием ожиданий, либо отчисляются как не справившиеся с обучением (усредненная ежегодная статистика ЧИ БГУ за 3 года с 2022 по 2024 год).
Наш проект является социально-значимым как для школьников, так и для государства. Он позволяет сформировать у школьников комплексное представление об ИТ сфере. Кроме этого, проект способствует профориентации в разрезе будущей карьеры, а также позволяет глубже познакомится с ИТ сферой.
Другой причиной является формальный подход к преподаванию информатики. Наши собственные наблюдения во время выездов в учебные заведения Забайкальского края, а также опросы показывают, что школьная информатика сегодня во многом ограничивается обучением пользовательскому набору умений. Реже уделяют внимание более профессиональным навыкам — например, программированию и основам информационной безопасности.
Кроме того, дисциплине отводится недостаточное количество часов, - всего 1 час информатики в неделю. Информатика не входит в сферу интересов. Ученики в большинстве своём имеют узкое представление о том, что такое информационные технологии и чем занимаются ИТ-специалисты.
В 2023/2024 году ЕГЭ по информатике в школах Агинского района выбрало 8 человек из 91 человека, что свидетельствует о незаинтересованности учащихся в изучении информатики.
Ученики, интересующиеся сферой ИТ, сталкиваются с отсутствием поддержки и единомышленников. Они либо изучают предмет самостоятельно (что не всегда получается), либо вынуждены платить деньги репетитору, чтобы подготовиться к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по информатике и, соответственно, развиваться дальше в сфере ИТ.
В 2023 году в России в ВУЗах удвоилось количество бюджетных мест по специальностям в сфере информационных технологий. Многие абитуриенты поступают на ИТ специальности именно из-за наличия бюджетных мест, не имея полного и достоверного представления об ИТ сфере. Поэтому, в течение первых двух лет обучения на бакалавриате до 25 % студентов меняют специальность в связи с несоответствием ожиданий, либо отчисляются как не справившиеся с обучением (усредненная ежегодная статистика ЧИ БГУ за 3 года с 2022 по 2024 год).
Наш проект является социально-значимым как для школьников, так и для государства. Он позволяет сформировать у школьников комплексное представление об ИТ сфере. Кроме этого, проект способствует профориентации в разрезе будущей карьеры, а также позволяет глубже познакомится с ИТ сферой.