В 2019 году в г. Чита появился «Лиловый Кот». Проект « Лиловый кот» - это не просто организация досуговой занятости для детей с ОВЗ. Это средство реальной поддержки, регулярного сопровождения, социальной интеграции посредством создания благоприятной среды для реализации индивидуального потенциала, внедрение и развитие инклюзивных творческих практик не только детей с особыми потребностями, но и их родителей. Это возможность для специалистов и волонтеров получить новые практические знания, навыки и опыт, что послужит ресурсом для комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с инвалидностью . Проект «Лиловый кот» - это инициатива самих родителей детей с инвалидностью – Регионального отделения «Всероссийской организации родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов» Забайкальского края, КБОО "Помощь детям Забайкалья" и поддержанная ГУ ЦППМСП «Дар» , что позволило проекту обрести шанс на жизнь и участвовать в конкурсе социальных проектов "Мир новых возможностей" ПАО "ГМК Норильский НИКЕЛЬ", получив высокую экспертную оценку и финансовую поддержку в виде гранта. За время реализации Проекта подтверждена его востребованность и положительный социальный эффект для всех участников проекта . В настоящее время студия «Лиловый кот» и после завершения финансирования за счет средств гранта продолжает свою работу на базе ресурсного центра «Ступеньки» ГУ - ЦПМПСП « Дар» . В рамках проекта «Лиловый Кот» проводятся регулярные благотворительные аукционы, выставки творческих работ ребят с ограниченными возможностями здоровья. Это важные итоговые события, которые помогают ребятам увидеть успешность своих работ и обрести веру в свою личную успешность. В 2020 году проект получил грантовую поддержку Администрации городского округа г.Чита, что позволило при поддержке Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края, и благотворительных пожертвований на базе реабилитационного центра "Росток" начать работу второй студии проекта «Лиловый кот» для детей с тяжелыми множественными нарушениями. В 2022 году проект получил поддержку Фонда президентских грантов, что дало возможность не только открыть новое направление творчества - глинопластику, но и тиражировать студии в 4 населенных пункта края - Краснокаменск, Нерчинск, Оловянную и Ясногорск. В любом занятии ощущения и эмоции не менее важны, чем результат. Понятий «правильно - не правильно» здесь не существует. Это чрезвычайно важно для любого человека, а для людей, лишенных каких-либо физических возможностей, в особенности. Работа организована таким образом, что кроме получения сенсорного, эмоционального и социального опыта, ребята овладевают реальными техническими навыками. Важным аспектом проекта является привлечение родителей к социально-психологическому и творческому процессу. В рамках проекта особое внимание уделяется работе с родителями, которая включает в себя семинары для родителей, консультации психологов, тематические мастер-классы. Все это помогает не только лучше понять детей, увидеть их новые возможности, но и снять напряжение, отдохнуть и научиться чему-то новому. Проект" Лиловый кот" – это готовая методика, технологии, инструмент и его важно не только сохранить в том виде, в каком он действует сейчас, но и развивать новые направления деятельности, организовав дневную сопровождаемую занятость детей с инвалидностью, готовя их к самостоятельной жизни, интегрируя в общество, особенно в районах края, где занятость детей с инвалидностью весьма ограничена. Однако дети растут и им необходимо уже не только организовывать досуг и дневную занятость, но и готовить самих детей к самостоятельной жизни, а возможно и обретению профессии по душе и возможностям в дальнейшем! Настоящая проектная заявка "Лиловый кот готовит к жизни" направлена на расширение сферы деятельности проекта и открытие на базе действующих студий новых направлений занятости - кулинарная мастерская (домоводство) в Нерчинске, столярная мастерская в Краснокаменске и швейная мастерская в Чите для подготовки детей с инвалидностью и ОВЗ к взрослой жизни, максимальное развитие самостоятельности и раскрытие способностей детей с инвалидностью. Это "тренировочный" этап перед выходом во взрослую жизнь. Часто родители воспитывают своих «особых» детей гиперопекаемыми, полагая, что их взрослый ребенок никогда не сможет быть самостоятельным, что-то производить своими руками, зарабатывать сам. Но все люди могут так или иначе работать, вне зависимости от тяжести заболевания. И, как любому человеку, им важно быть полезными и видеть результат своего труда, хочется работать лучше, важно чувствовать себя достойным, повышать самооценку ребенка и уверенность в завтрашнем дне родителей.
Обоснование социальной значимости проекта
По сведениям Федеральной службы государственной статистики, на 01 января 2022 г. в Забайкальском крае более 5000 детей-инвалидов и около 12000 детей с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в реабилитации (по сведениям организации – партнера ГУ ЦППМСП «ДАР»). По окончанию кратковременных медико-социальных программ реабилитации дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья в Забайкальском крае остаются без поддержки. Проблема заключается в том, что большое количество детей-инвалидов не могут получить бесплатную, постоянную, системную, эффективную социально-психологическую помощь. Одним из способов оказания помощи является организация и обеспечение занятости детей и подростков с ОВЗ. Такую поддержку можно оказать посредством организации работы студии развивающего досуга «Лиловый Кот». В процессе творческой и развивающей досуговой деятельности у ребенка с особыми потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Для особенных детей иногда это единственный способ решения проблем. Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Большинство из них несамостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослых. Они лишены возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Проблема усугубляется, если ребенок не владеет речью – как привычным способом общения с окружающими. Тогда ребенку легче выразить свои чувства с помощью зрительных образов, чем вербально, творчество и развивающая досуговая деятельность оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим чувства и убеждения. Кроме того, творческими способами ребенок получает возможность выражать деструктивные чувства в социально приемлемой манере, понижая их активность или ликвидируя полностью. А значит и способом решения поведенческих проблем, которые беспокоят окружающих. Для успешного вхождения таких детей в общество чаще всего необходима серьезная и регулярная социально-психологическая работа. Студии развивающего досуга не только место обучения новым навыкам, но и площадка для общения, причем не только детей и волонтеров, но и их родителей. Высокая востребованность проекта со стороны целевой группы говорит о его актуальности и необходимости развития. Актуальность как показатель высокая востребованность подобных моделей занятости детей с ОВЗ формируется по двум причинам: -интересным и доступным форматом проекта , с учетом особенностями каждого участника и индивидуальным подходом (занятия проходят малыми группам от 2 до 5 чел.) -залог успешности детей и радости родителя; -весьма ограниченной возможности организовать полезную (развивающую) досуговую занятость для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью как в г. Чита, так и в регионе в целом в виду ряда объективных причин (удаленность или отсутствие подобных социальных услуг, неготовность специалистов к работе с целевой группой или отсутствие специалистов). Результаты анкетирования организации – партнера, работающего непосредственно с данной целевой аудиторией Регионального отделения «Всероссийской организации родителей детей-инвалидов» говорят о востребованности социальных услуг по организации дневной сопровождаемой занятости и развивающего досуга. Уроки "домоводства" или "труда", в советское время были частью обязательной школьной программы как общеобразовательных школ, так и коррекционных и отлично выполняли функцию подготовки ко взрослой жизни детей. Однако в настоящее время такой возможности, а тем более у детей с инвалидностью и ОВЗ, в рамках школьной программы нет. Очень острым и актуальным продолжает оставаться в Забайкальском крае и вопрос получения компенсации некоммерческими организациями - поставщиками социальных услуг, по ИППСУ, в связи с полным отсутствием финансирования из бюджета региона Постановления Правительства Забайкальского края №650. Единственной возможностью продолжения реализации и развития успешных и востребованных целевой группой социальных проектов остается грантовая поддержка.