http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink

Забайкальский край: узнать за 60 секунд

победитель конкурса 70,00
Приоритетное направление укрепление гражданского единства и гармонизация межнациональных отношений в Забайкальском крае
Номинация конкурса

Вам необходимо авторизоваться, чтобы проголосовать

Краткое описание проекта

Проект «Забайкальский край: узнать за 60 секунд» направлен на решение одной из актуальных социальных задач региона — повышение уровня знаний подростков и молодёжи (14–22 года) о многонациональной истории, культуре и традициях Забайкальского края. Несмотря на уникальное этнокультурное разнообразие региона, молодое поколение зачастую мало знакомо с народами, населяющими край, их бытом, праздниками и вкладом в развитие региона. Это приводит к формированию устойчивых стереотипов, снижению интереса к истории и культуре Забайкалья, ослаблению социальной сплочённости и затрудняет развитие гражданской идентичности.

Причины такой ситуации комплексны: неравномерный доступ к качественному образовательному и культурному контенту, особенно в сельских и отдалённых районах, избыток развлекательной и поверхностной информации, а также дефицит современных, позитивных и познавательных материалов о культуре края. Молодёжь редко вовлекается в создание этнокультурного медиаконтента, что не способствует формированию уважения к культурному многообразию и развитию межкультурного диалога. Особенно остро проблема проявляется в малых городах и сёлах, где фиксируется недостаток современных форматов вовлечения молодёжи в культурную жизнь региона.

В качестве решения проект предлагает инновационный, мультимедийный и интерактивный подход — создание серии коротких (до 60 секунд) видеороликов о культуре, традициях, истории и быте народов Забайкалья. Формат уникален тем, что контент создаётся с активным участием представителей национальностей и самой молодёжи, что обеспечивает подлинность, доверие и вовлечённость аудитории. Каждый ролик — это живой рассказ о традициях, памятниках, людях и культурных событиях региона, поданный на современном и понятном языке с визуально привлекательной подачей.

Проект реализуется поэтапно. Сначала формулируется техническое задание и проводится онлайн-встреча с участниками для обсуждения целей, задач и форматов будущих видеороликов. Далее молодёжь под руководством эксперта разрабатывает сценарии и описывает планы композиции для будущих роликов в том числе в рамках индивидуальных консультаций и дальнейшей модерации в рамках мониторинга после которого выдаётся обратная связь и рекомендации.

В дальнейшем эксперт очно приезжает в г. Читу и проводит мастер-классы по медиапроизводству, работе с этнокультурным полем в рамках двухдневной интенсивной сессии. Ключевой этап — съёмка и публикация не менее 25 видеороликов, каждый из которых связан с национальностями, объекту культурного наследия или уникальной традиции Забайкалья. После согласования и редактирования материалы публикуются на RuTube, ВКонтакте и Telegram, что обеспечивает широкий охват, удобный доступ и возможность обсуждения среди целевой аудитории. Предусмотрены онлайн-просмотры и обсуждения с экспертами, что повышает качество и экспертность контента, а также даёт дальнейшую базу для распространения материала.

Основная целевая группа — подростки и молодёжь Забайкальского края, для которых проект становится не только источником знаний, но и площадкой для самореализации, творческого роста и формирования чувства сопричастности к культурному наследию региона. Вторичная целевая группа — жители соседних регионов, мигранты из других стран, которые могут включиться в культуру Забайкальского края и это повысит туристический потенциал региона.

Ожидаемые результаты: повышение уровня знаний молодёжи о культуре, истории и традициях Забайкалья (не менее 70% участников отметят рост информированности), создание и публикация не менее 25 видеороликов с охватом не менее 10 000 просмотров, вовлечение не менее 200 активных участников, формирование опыта совместного творчества и межкультурного диалога, обеспечение доступности этнокультурного видеоконтента для широкой аудитории через RuTube, ВКонтакте и Telegram.

Механизм управления проектом строится на принципах прозрачности, партнёрства и вовлечённости. Руководство осуществляет команда с успешным опытом реализации культурных, образовательных и медиапроектов в Забайкальском крае, включая создание видеоконтента, проведение массовых мероприятий и работу с молодёжью и национальными объединениями. Исполнители обладают компетенциями в медиапроизводстве, этнокультурном просвещении, организации событий и управлении проектами. Материально-техническая база включает современное видеооборудование, площадки для съёмок и онлайн-мероприятий, доступ к региональным СМИ и цифровым платформам.

Таким образом, проект «Забайкальский край: узнать за 60 секунд» — это современный инструмент популяризации этнокультурных знаний, формирования интереса к истории и культуре региона среди молодёжи и широкой общественности. Он способствует укреплению социальной сплочённости, развитию толерантности и модернизации молодёжной политики Забайкальского края.

Обоснование социальной значимости проекта

Забайкальский край — один из самых многонациональных регионов России, где проживают представители более 120 этносов. Коренными считаются буряты и эвенки, а с XVII века началось освоение территории русскими. В разные периоды сюда переселялись татары, поляки, украинцы, немцы, народы Средней Азии, Кавказа, Прибалтики и др. По переписи, основную часть жителей составляют русские (89,9%), буряты (6,8%), а также украинцы, татары, армяне, азербайджанцы, киргизы, белорусы, узбеки, эвенки. В последние годы растёт число мигрантов из стран ближнего зарубежья, особенно в Чите.

Несмотря на работу властей по гармонизации межнациональных отношений, молодёжь 14–22 лет демонстрирует низкий уровень знаний о культуре и традициях народов края. Только 36% имеют базовые представления об этносах региона, а более 60% не знают о национальных праздниках и традициях (https://clck.ru/3Mpx63). Это приводит к снижению интереса к родному краю, стереотипному восприятию этнической картины, отсутствию диалога между культурами и росту социальной разобщённости.

Причины комплексны. В ряде территорий, особенно в сельских и отдалённых населённых пунктах, сохраняется ограниченный доступ к качественному контенту о культуре и истории народов Забайкалья. Неравномерное развитие цифровой инфраструктуры и недостаток техники в школах и учреждениях культуры препятствуют получению актуальных знаний, снижая эффективность дистанционного обучения (https://vk.cc/cNer5F). Молодёжь сталкивается с избытком развлекательной и поверхностной информации, часто агрессивной или стереотипной, что формирует тревожность, искажённое восприятие реальности и снижает мотивацию к изучению культурного наследия (https://vk.cc/cNer81). Подростки выбирают лёгкие форматы, что ещё больше отдаляет их от глубокого понимания этнокультурных особенностей Забайкалья.

Социально-психологические ограничения проявляются в недостатке опыта межэтнического общения и вовлечённости в культурные процессы. Молодёжь редко участвует в совместных проектах по изучению и популяризации культурного разнообразия. Отсутствие площадок для диалога и творчества формирует устойчивые стереотипы и предубеждения, ограничивает развитие толерантности и гражданской идентичности (https://clck.ru/3MpxbW). В малых городах и сёлах традиционные формы просвещения часто недоступны или не отвечают интересам молодёжи, что усугубляет разрыв между центром и периферией (https://vk.cc/cNerXt). Традиционные лекции и экскурсии теряют эффективность среди цифрового поколения, предпочитающего визуальные и интерактивные форматы (https://vk.cc/cNes74). Исследования показывают, что 54% молодых людей сталкивались с этническими стереотипами среди сверстников, а 32% — с социальной изоляцией на этнической почве (https://vk.cc/cNesi2).

Всё это препятствует появлению у молодёжи глубоких знаний о многонациональной истории региона, снижает уровень социальной сплочённости и толерантности. Актуальность проекта подтверждается и на федеральном уровне: Президент России Владимир Путин подчёркивает, что «развитие межкультурного диалога и вовлечение молодёжи в процессы сохранения культурного наследия — основа стабильности и процветания многонационального государства» (https://vk.cc/cNesAd).

Особенно востребованы новые, интерактивные и визуальные форматы работы с молодёжью. Видеоролики — ведущий формат потребления информации: более 90% подростков ежедневно смотрят видео на цифровых платформах (https://clck.ru/3Mpy5d). Короткие видеоролики, созданные с участием молодых людей, позволяют быстро и наглядно донести сложную информацию, вовлечь аудиторию и мотивировать к самостоятельному изучению культурного наследия (https://clck.ru/3MpyBL). Размещение видеоматериалов на популярных платформах обеспечивает широкий охват, доступность и вовлечение в обсуждение, создаёт сообщество медиапроводников этнокультурных идей.

Вовлечение молодёжи в создание медиаконтента способствует развитию медиаграмотности, творческих и коммуникативных навыков, формирует сопричастность и ответственность за сохранение культурного наследия. Эксперты отмечают, что интерактивные и визуальные форматы эффективнее традиционных лекций для повышения интереса к этнокультурной тематике (https://clck.ru/3MpyH5).

Таким образом, проект актуален из-за дефицита современных, доступных и привлекательных для молодёжи форматов изучения этнокультурного наследия Забайкалья, необходимости преодоления информационных, технических и социально-психологических барьеров, а также подтверждённой эффективности интерактивных форматов для вовлечения молодёжи. Реализация проекта повысит уровень знаний о многонациональной истории и культуре региона, сформирует чувство сопричастности, укрепит межнациональное взаимопонимание и создаст цифровую инфраструктуру для дальнейшего развития этнокультурного просвещения и диалога.

В поле 7.1. приложена более подробная информация об актуальности, социальной значимости проблемы на которую направлен проект. Также приложены результаты опросов целевой группы проекта.