http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink

" Лиловый дом в Краснокаменске"

победитель конкурса 85,75
Приоритетное направление Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства
Номинация конкурса социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

Вам необходимо авторизоваться, чтобы проголосовать

Краткое описание проекта


Проект направлен на продолжение деятельности и развитие/расширение Центра сопровождаемой дневной занятости для детей и подростков с инвалидностью « Лиловый дом» в г. Краснокаменск , созданного по инициативе РО ВОРДИ Забайкальского края и собственными силами МО ВОРДИ г. Краснокаменск и Краскокаменского района в удовлетворение запроса целевой группы в рамках стратегической программы « Сопровождение через всю жизнь» Уполномоченного по правам ребёнка при Президенте РФ и при поддержке гранта Губернатора Забайкальского края , в рамках проекта « Вектор перемен» , функционирующего с января 2024 года

В рамках проекта не менее 20 человек из числа детей - инвалидов и инвалидов с детства, имеющих ментальные и тяжёлые множественные нарушения развития (ТМНР) , проживающих в г. Краснокаменск и нуждающиеся в ассистентско-тьюторском сопровождении , продолжат получать социально- средовую адаптацию в условиях созданного в г. Краснокаменске Центра « Лиловый дом». Для каждого из ребят-участников проекта предусмотрена полезная социальная занятость (не менее 12 часов в неделю для каждого) посредством организации занятий с учётом психо-физических возможностей,интересов детей и регулярной сменой деятельности в уже созданных студиях : прикладного творчества « Лиловый кот»,зал адаптивной физической культуры « Йо-жик», « Кулинарной школе»( зона социально - бытовой ориентации ) ресурсно - коммуникативной студии,сенсорной комнаты и в дополнительно созданных за время реализации проекта : в музыкально-театральной и столярной студиях.
С учетом полученного опыта за период работы Центра" Лиловый дом " в г. Краснокаменск( с января 2024 года),подтвердившего не только значимость социально- средовой адаптации и развитие социально-бытовых навыков у ребят с ментальными и множественными нарушениями, но показал необходимость так же уделять внимание их трудовой подготовке. Поэтому для ребят - участников проекта старше 14 лет ,помимо вышеперечисленной занятости в студиях Центра , будут проводится занятия по освоению первичных трудовых навыков и умений: с учетом психо-физических возможностей и интересов будут сформированы 2 группы ребят ( каждая численностью не более 3 человек) , одна из которых в " кулинарной школе" 1 раз в неделю заниматься хлебопечением , другая группа так же 1 раз в неделю будет заниматься благоустройством и уборкой прилегающей к Центру территории . Такая форма социальной занятости ребят с инвалидность способствует не только формированию самостоятельности и пригодятся им в быту, но могут послужить : для ребят- их самоопределению в выборе профессии и дальнейшему трудоустройству в защищенных условиях ; в будущем для района - формированию условий для развития сопровождаемой трудовой занятости инвалидов с ментальными нарушениями

Для родителей ребят - участников проекта предполагается получение социальной услуги " передышка" ( не более 8 часов в неделю для каждого), на время пребывания ребенка в Центре и соблюдением условия родительского участия в реализации проекта на волонтерских начала в качестве ассистента-помощника ( не менее 4 часов в неделю). Помимо этого любой из родителей,проживающих в г. Краснокаменск и Краснокаменский район и воспитывающий ребенка-инвалида или инвалида с детства, могут получить необходимую консультационно-правовую и социально-психологическую помощь в Консультационном пункте Службы социального сопровождения семей" Семейная приемная ВОРДИ", действующего на базе Центра" Лиловый дом". Не реже одного раза в квартал на базе Центра " Лиловый дом" Службой " Семейная приемная ВОРДИ" для родителей
организует и проводи т информационно- просветительские мероприятия.

Стоит отметить, что при наличии желания и толерантного мышления Центр " Лиловый дом" в г. Краснокаменске могут посещать и посещают дети не имеющие ограничений здоровья , что способствует социальной инклюзии и благотворно влияет на обе категории ребят : обретение нового социального опыта , повышение мотивации и помощь " равный- равному". Таким образом Центр сопровождаемой дневной занятости служит не только мерой поддержки для ребят с особыми жизненными потребностями, но способствует формированию у подрастающего поколения таких важных качеств как уважение индивидуальных особенностей и понимание потребностей каждого человека, взаимопомощь и милосердие, ценность того,что у тебя есть и роль каждого человека в судьбе другого человека и страны в целом.

Обоснование социальной значимости проекта

По информации ГУ" Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи " Дар"Забайкальского края" численность детей с установленным статусом " обучающийся с ограниченными возможностями здоровья" в Забайкальском крае составляет около 12 000 чел( в том числе дети- инвалиды). Согласно данным Федеральной службы государственной статистики , размещенной https://rosstat.gov.ru/folder/13964( развернуть " Уровень инвалидизации в РФ", см. таб 1.3) на 31декабря 2023 года в Забайкальском крае проживало 5452 чел.с установленным статусом " ребенок-инвалид"( См. приложение 1 в п. 7.1 заявки, стр. 96 , крайний столбец). По сведениям ФКУ" Главное бюро медико- социальной экспертизы по Забайкальскому краю"за период 2021 - 2023 гг. в Забайкалье отмечается рост уровня первичной инвалидности среди детского населения Забайкальского края,и этот показатель по краю за 2023 г. превышает общероссийский показатель 2022 г.. Только за 2023 г в Забайкалье 712 детям установлена категория «ребенок-инвалид» ,что больше на 10,7% ( на 76 чел). по сравнению с 2022 г.. Из них 60,5 % составляют мальчики – 431 чел., 39,5 % девочки – 281 чел. ,по возрасту преобладают (независимо от пола) инвалиды от 8 до 14 лет – 38,9 % и 9.4 % старше 15 лет. При этом , в структуре первичной инвалидности в Забайкальском крае по классам болезней , в течение трех лет 1 место занимает инвалидность вследствие психических расстройств и расстройств поведения, с удельным весом в 2023 г. – 38,2 %, относительно 2022 г. отмечается рост удельный веса на 3,8 %( см. Прилож. 2 в п 7.1 заявки, стр. 21,22, 23).Таким образом очевидна актуальность формирования специальных условий для социальной адаптации и комплексных подходов в реабилитации детей с инвалидностью.
В г. Краснокаменск и Краснокаменском р-не проживает более 350 детей с инвалидностью.Не смотря на наличие в городе детского сада компенсирующей направленности и коррекционной школы , занятость детей с ментальными и тяжелыми множественными нарушениями в этих учреждениях составляет от 8 до 16 часов, в то время как у их норма типичных сверстников занятость в образовательных учреждениях достигает 30 часов в неделю . Причиной такого положения дефициты обеспечения специальных образовательных условий в соответствии с заключениями ПМПК , необходимых для каждого из обучающихся с ОВЗ и предусматривающих ассистенско-тьюторское сопровождение образовательного процесса , а так же помощь коррекционных педагогов( дефектолога, психолога , логопеда) .Что с одной стороны такое положение обучающихся с ОВЗ обусловлено отсутствием в регионе нормативов финансирования адаптированных образовательных программ по каждой из 9 нозологических групп ( в настоящее время нормативы финансирования образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ не превышают нормативов финансирования основных образовательных программ https://docs.cntd.ru/document/446181742 ), с другой стороны- отсутствием в районах края необходимого количества квалифицированных специалистов, в связи с чем даже при наличии в штатных единиц в образовательном учреждениях они остаются вакантными.Поэтому обучающиеся с ОВЗ и нуждающиеся в спец. образовательных условиях, проживающие в районах Забайкальского края, в подавляющем большинстве образовательные программы осваивают по индивидуальному учебному плану( академич.нагрузка которого гораздо ниже установленной) и изолированно от своего класса . Точно такая же ситуация и в учреждениях доп.образования . В связи с чем ребята , имеющие ментальные и множественные нарушения , ограничены в получении необходимой помощи коррекционных педагогов и ассистенско-тьюторского сопровождения, и как следствие ежедневный круг социальных контактов и коммуникативного опыта с внешним миром ограничен только членами их семьи и педагогами индивидуального обучения,опыт общения и взаимодействия со сверстниками за частую отсутствует вовсе . Для любого человека изолированность от общества и дефицит общения негативно сказывается на его когнитивные функции и эмоционально- волевой сфере, не говоря уже о людях с физическими и ментальными нарушениями.
Организация-заявитель являясь структурным подразделением Регионального отделения Общероссийской организации родителей детей- инвалидов ,все члены и руководители которой являются родителями /опекунами детей- инвалидов и инвалидов с детства,понимая и не понаслышке зная дефициты исполнительных органов и необходимость спец. условий для максимальной соц.адаптации детей, которые растут быстро (а сами родители не молодеют)- со своей стороны проявляя активную родительскую и гражданскую позицию,ратует не только за соблюдение прав и законных интересов, предусмотренных государственными гарантиями,но и вносит собственный вклад для формирования системы комплексного сопровождения детей с инвалидностью и ОВЗ (от рождения длиною в жизнь). Именно поэтому в Забайкалье по сути родительским силами инициирован , создан при грантовой поддержке и тиражируется проект " Лиловый дом".