http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink

Тренировочная кухня и социальный театр для детей с ментальными нарушениями

победитель конкурса 77,25
Приоритетное направление Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства
Номинация конкурса поддержка семей с детьми-инвалидами, родителей с ограниченными возможностями здоровья

Краткое описание проекта

Проект «Тренировочная кухня и социальный театр для детей с ментальными нарушениями» направлен на создание специально оборудованного пространства, предназначенного для обучения и тренировки навыков самообслуживания, ведения быта, коммуникации, социального взаимодействия.
Наш первый проект, для реализации которого мы получили поддержку Губернатора Забайкальского края, был направлен на обучение детей с расстройством аутистического спектра работать в группе и индивидуально по эффективной методике АВА-терапии. Наши ребята успешно прошли обучение, и сейчас на первый план вышла необходимость в создании условий для общения, коммуникации и развития навыков самообслуживания.
Целью проекта является поддержка социальной адаптации и интеграции детей-инвалидов в общество, повышение их самостоятельности и качества жизни.
В рамках проекта планируется оборудовать тренировочную кухню, имитирующую жилую среду, с адаптированной мебелью и техникой. Такая среда позволит участникам в безопасных условиях осваивать навыки готовки, уборки и другие важные аспекты самостоятельной жизни.
Организация социального театра даст возможность говорить детям с ментальными нарушениями, и выведет на сцену тех, кто до сих пор оставался невидимым для общества. Как правило, дети с ОВЗ обучаются индивидуально и их не привлекают к участию в школьных мероприятиях. А мы хотим не просто научить детей выучить сценарий и играть свою роль, но и выступать на сцене и принять участие в краевом конкурсе социальных театров, который пройдет в октябре 2024 года в г.Чита. Также в мае запланирован еще один выезд в г.Чита для посещения городского зоопарка, парка "Амодово"058//////////7 и зоопарка «Радуга».
Обучение рисованию несет огромную пользу для ребенка с расстройством аутистического спектра. Оно дает детям возможность творческого и эмоционального самовыражения. Также рисование способствует улучшению навыков мелкой моторики и развитию самопознания, и что важнее всего, может просто доставлять ребенку удовольствие.
Проект предусматривает разработку индивидуальных и групповых программ обучения, включая занятия с поведенческим аналитиком и другими специалистами команды. Будут использованы современные образовательные технологии и материалы, адаптированные для нужд людей с различными видами нарушений. В проекте предусмотрены курсы логопедического массажа для детей с ДЦП и другими ментальными нарушениями. Логопедическая коррекция при помощи массажных техник – это один из самых эффективных методов на сегодняшний день в работе с детьми, которые имеют нарушения звукопроизношения, и с детьми с ДЦП, у которых существуют проблемы с речью и жевательной функцией. При помощи массажа достигается подвижность мышц языка, щек и губ.
Также будет организовано ежемесячное информационное просвещение родителей о научно-доказанных методиках коррекции детей с РАС и другими ментальными нарушениями в виде семинаров, практических тренингов, публикаций в социальных сетях. Планируются выездные семинары и тренинги для родителей в г.Краснокаменск, с.Дульдурга, п.Могойтуй Забайкальского края.
Ожидаемый результат: улучшение качества жизни 30 семей, воспитывающих детей-инвалидов, социализация и нормализация жизни детей, установление стабильной эмоциональной обстановки в семье, оказание психологической поддержки родителям детей с РАС, ДЦП и другими ментальными нарушениями, посредством формирования социально-приемлемого поведения, формирования и совершенствования у детей навыков коммуникации и самообслуживания, приобретения навыков работы в группе.

Обоснование социальной значимости проекта

В Агинском Бурятском округе, по данным Министерства социальной защиты населения Забайкальского края на 1 мая 2024 проживают 446 детей с установленной инвалидностью. Число детей с интеллектуальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра (РАС) неуклонно растет. Каждый месяц на входную диагностику к нам приходят 6-8 детей, родители которых желают отдать ребенка на коррекционные занятия.
На сегодняшний день, на территории Агинского Бурятского округа Забайкальского края АНО «Сарул» является единственной организацией, осуществляющей занятия с детьми с РАС по эффективной методике прикладного анализа поведения. Всего с ноября 2022 года групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия посещают более 30 детей от 4 до 14 лет из Могойтуя, Дульдурги, Сахюрты.
Наш проект – это запрос многочисленных родителей, которые переживают за будущее своих детей. Он направлен на решение двух очень важных проблем для людей с РАС –развитие навыка самообслуживания и социализации.
Известно, что дети, имеющие нарушения психофизического развития, чаще всего не могут жить самостоятельно, нуждаясь в таком же постоянном уходе своих родителей и опекунов, какой они получали в детстве. Но родители стареют, сил на уход у них становится меньше, а их ребенок, уже взрослый инвалид, – становится непосильной ношей. Уходя, родители с болью в душе оставляют не способных к самостоятельной жизни взрослых детей, которые вынуждены пополнять психоневрологические интернаты.
Обучение детей с ОВЗ в условиях, приближенных к квартирным, дает им возможность обрести навыки элементарного самообслуживания для дальнейшего самостоятельного проживания, как с родителями, так и в одиночку.
И первым шагом на этом пути, станет создание тренировочной кухни в нашем центре. Мы хотим научить ребят готовить для себя еду – от простых бутербродов до горячих блюд и десертов. При этом будет воссоздан весь цикл самообслуживания – от приготовления пищи до мытья посуды за собой.
Наш Центр создан мамами детей с РАС. И мы как никто другой понимаем потребности наших детей в общении и социализации. Обучение детей с РАС в школах, как правило, строится на индивидуальной основе. Детям с аутизмом тяжело завязать общение. Они больше уходят в себя, более восприимчивы к звукам, свету, ощущениям. Несмотря на это, творческие и интеллектуальные способности у них точно такие же, как и у обычного
человека. Мы хотим раскрыть весь скрытый потенциал каждого нашего ребенка, а театр – отличный способ это сделать.
Кроме этого, считаем важным вести просветительскую работу с родителями, чтобы родители смогли полностью принять диагноз ребенка, вести активную и полноценную жизнь.