Ты просто сияй
Приоритетное направление
Развитие науки, образования и просвещения
Номинация конкурса
проекты, направленные на внедрение инновационных технологий, программ, практик в сфере образования, науки, и способствующие развитию профессиональных компетенций
Краткое описание проекта
Проект "Ты просто сияй" заключается в комплексном подходе к проблеме эмоционального и профессионального выгорания, в создании программы поддержки, которая будет способствовать предотвращению и преодолению эмоционального и профессионального выгорания учителей начального и общего образования. Основной упор делается на развитие навыков осознанности и приобретение компетенций в области диагностики и коррекции психического состояния. Этот проект представляет собой уникальную возможность для учителей повысить свою эффективность и благополучие, а также создать условия для более успешного обучения детей. Благодаря внедрению данной программы учителя получат необходимые инструменты для самоанализа и саморазвития, а также научатся эффективной работе с эмоциями и стрессом. Развитие навыков осознанности даст возможность преподавателям быть в более гармоничном состоянии и обеспечить их профессиональный рост. Кроме того, программа также будет включать в себя обучение учителей методикам диагностики и коррекции психического состояния, что позволит им лучше понимать свои потребности. А также обучению и организации внеучебной деятельности, как выходу из профессионального выгорания. Все эти элементы в совокупности обеспечат более успешную и здоровую среду для преподавателей начального и среднего образования, что приведет к повышению качества образования.
Целевая аудитория проекта представлена учителями, работающими в системе начального и среднего образования города Читы.
Проект включает следующие этапы:
1. Проведение первичной психологической диагностики, направленной на выявление уровня эмоционального и профессионального выгорания учителей. Формирование группы риска
2. Апробация программы профилактики и коррекции эмоционального и профессионального выгорания, на группе риска из числа диагностированных учителей
3. Распространение среди преподавателей диагностической карты, рабочей тетради и методических рекомендаций, предоставление психологических консультаций по результатам прохождения курса.
4. Формирование группы лидеров среди учителей, которые осуществляют поддержку коллег в рамках проведения проекта. А также готовых к саморазвитию и получению новых компетенций в сфере организации внеучебной деятельности.
5. Подготовка рекомендаций для руководителей образовательных учреждений по профилактике выгорания преподавателей.
6. Организация и обучение проведения внеучебной деятельности на базах школ, как один из способов выхода из профессионального выгорания.
На протяжении учебного года преподаватели начального и среднего образования смогут получать поддержку в различных форматах: индивидуальные консультации, группы поддержки, самостоятельное использование методических материалов участие в открытых мастер-классах, тренингах, выездных мероприятиях, а также в течении учебного года учителя смогут получать новые компетенции в сфере организации внеучебной деятельности. Комплекс поддерживающих мероприятий будет реализован психологами, работающими в различных направлениях. А также компетентной командой проекта.
Поддержку проекта выразили несколько учреждений начального и общего образования города, что позволит детально информировать преподавателей о мероприятиях проекта, широко распространить методические материалы, а также привлечь к обсуждению проблемы выгорания администрацию учебных заведений
Целевая аудитория проекта представлена учителями, работающими в системе начального и среднего образования города Читы.
Проект включает следующие этапы:
1. Проведение первичной психологической диагностики, направленной на выявление уровня эмоционального и профессионального выгорания учителей. Формирование группы риска
2. Апробация программы профилактики и коррекции эмоционального и профессионального выгорания, на группе риска из числа диагностированных учителей
3. Распространение среди преподавателей диагностической карты, рабочей тетради и методических рекомендаций, предоставление психологических консультаций по результатам прохождения курса.
4. Формирование группы лидеров среди учителей, которые осуществляют поддержку коллег в рамках проведения проекта. А также готовых к саморазвитию и получению новых компетенций в сфере организации внеучебной деятельности.
5. Подготовка рекомендаций для руководителей образовательных учреждений по профилактике выгорания преподавателей.
6. Организация и обучение проведения внеучебной деятельности на базах школ, как один из способов выхода из профессионального выгорания.
На протяжении учебного года преподаватели начального и среднего образования смогут получать поддержку в различных форматах: индивидуальные консультации, группы поддержки, самостоятельное использование методических материалов участие в открытых мастер-классах, тренингах, выездных мероприятиях, а также в течении учебного года учителя смогут получать новые компетенции в сфере организации внеучебной деятельности. Комплекс поддерживающих мероприятий будет реализован психологами, работающими в различных направлениях. А также компетентной командой проекта.
Поддержку проекта выразили несколько учреждений начального и общего образования города, что позволит детально информировать преподавателей о мероприятиях проекта, широко распространить методические материалы, а также привлечь к обсуждению проблемы выгорания администрацию учебных заведений
Обоснование социальной значимости проекта
По состоянию на 2022 год в городе Чита в системе начального и среднего образования заняты 9700 человек. https://75.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Забайкальский%20край%20в%20цифрах.%202023.pdf. Однако наблюдается нехватка учителей в системе образования. https://zab.ru/news/158424
Значительная часть преподавателей начального и среднего образования имеют признаки эмоционального выгорания различной степени выраженности. Около 80% учителей считают, что тема актуальна для них лично об этом свидетельствует проведенный опрос https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSd6HHH8GmRpqqZyrL7xau9xNdY2itjLkb_K53bFsF4Kzbz2IA/viewform
Наиболее опытные преподаватели, которые уже работают более 10 лет, подвержены эмоциональному выгоранию. Возникновение этого состояния обычно наблюдается у заинтересованных, вовлеченных и востребованных преподавателей, чья занятость на высоком уровне. Когда команда проекта рассматривала причины данного явления, мы увидели, что учителя часто указывают на то, что им предъявляются высокие требования, а заработная плата является низкой, кроме того, значительная нагрузка по коммуникации с учениками также оказывает влияние. Многие не осознают, что психологические факторы могут быть причиной данного состояния, однако можно заметить, что существует связь между личностными характеристиками преподавателей и степенью выраженности симптомов эмоционального выгорания.
В системе начального и среднего образования эта проблема, связанна с негативными последствиями длительного стресса. Это состояние часто становится хроническим, что в свою очередь оказывает негативное влияние на работоспособность, качество преподавательской деятельности, отношения в коллективе и уровень подготовки учеников. Результатом всего этого является то, что многие профессионалы не справляются с воздействием длительного стресса и вынуждены покинуть систему начального и среднего образования Эта проблема требует комплексного подхода, чтобы найти решения, способные преодолеть это негативное воздействие и сохранить кадры в системе образования.
В настоящее время отсутствует система мероприятий, направленных на выявление и предотвращение профессионального и эмоционального выгорания педагогического персонала в городе. Качество таких мероприятий должно соответствовать определенным критериям. В частности, необходимо наличие специалистов - высококвалифицированных тренеров-психологов, разработка адаптивных программ по развитию эмоционального интеллекта и противодействию выгоранию, а также проведение систематической диагностики. Однако, в существующей кадровой культуре еще не создано понимание о необходимости немедленного вмешательства и поддержки руководства по отношению к эмоциональному стрессу сотрудников.
Профилактику синдрома профессионального выгорания учителей нужно начинать с их качественной психологической диагностики, проведение необходимых восстановительных мероприятий в специально оснащённом оборудованием помещении и обучение их навыкам саморегуляции и психогигиены. Это, по сути, новая точка зрения на сохранение профессиональной устойчивости учителей, укрепления их здоровья и продления периода высокой профессиональной активности на благо детей. Социальная значимость проекта очень высока ещё и потому что учреждения образования, остро нуждаются в технологиях сохранения квалифицированного кадрового потенциала. Таким образом, комплексный подход к профилактике синдрома профессионального выгорания, безусловно, повысит степень удовлетворённости учителей и окажет положительное воздействие на снижение уровня социальной напряжённости и тревожности в период СВО и поможет сохранить квалифицированные кадры.
Значительная часть преподавателей начального и среднего образования имеют признаки эмоционального выгорания различной степени выраженности. Около 80% учителей считают, что тема актуальна для них лично об этом свидетельствует проведенный опрос https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSd6HHH8GmRpqqZyrL7xau9xNdY2itjLkb_K53bFsF4Kzbz2IA/viewform
Наиболее опытные преподаватели, которые уже работают более 10 лет, подвержены эмоциональному выгоранию. Возникновение этого состояния обычно наблюдается у заинтересованных, вовлеченных и востребованных преподавателей, чья занятость на высоком уровне. Когда команда проекта рассматривала причины данного явления, мы увидели, что учителя часто указывают на то, что им предъявляются высокие требования, а заработная плата является низкой, кроме того, значительная нагрузка по коммуникации с учениками также оказывает влияние. Многие не осознают, что психологические факторы могут быть причиной данного состояния, однако можно заметить, что существует связь между личностными характеристиками преподавателей и степенью выраженности симптомов эмоционального выгорания.
В системе начального и среднего образования эта проблема, связанна с негативными последствиями длительного стресса. Это состояние часто становится хроническим, что в свою очередь оказывает негативное влияние на работоспособность, качество преподавательской деятельности, отношения в коллективе и уровень подготовки учеников. Результатом всего этого является то, что многие профессионалы не справляются с воздействием длительного стресса и вынуждены покинуть систему начального и среднего образования Эта проблема требует комплексного подхода, чтобы найти решения, способные преодолеть это негативное воздействие и сохранить кадры в системе образования.
В настоящее время отсутствует система мероприятий, направленных на выявление и предотвращение профессионального и эмоционального выгорания педагогического персонала в городе. Качество таких мероприятий должно соответствовать определенным критериям. В частности, необходимо наличие специалистов - высококвалифицированных тренеров-психологов, разработка адаптивных программ по развитию эмоционального интеллекта и противодействию выгоранию, а также проведение систематической диагностики. Однако, в существующей кадровой культуре еще не создано понимание о необходимости немедленного вмешательства и поддержки руководства по отношению к эмоциональному стрессу сотрудников.
Профилактику синдрома профессионального выгорания учителей нужно начинать с их качественной психологической диагностики, проведение необходимых восстановительных мероприятий в специально оснащённом оборудованием помещении и обучение их навыкам саморегуляции и психогигиены. Это, по сути, новая точка зрения на сохранение профессиональной устойчивости учителей, укрепления их здоровья и продления периода высокой профессиональной активности на благо детей. Социальная значимость проекта очень высока ещё и потому что учреждения образования, остро нуждаются в технологиях сохранения квалифицированного кадрового потенциала. Таким образом, комплексный подход к профилактике синдрома профессионального выгорания, безусловно, повысит степень удовлетворённости учителей и окажет положительное воздействие на снижение уровня социальной напряжённости и тревожности в период СВО и поможет сохранить квалифицированные кадры.