Интерес к астрономии в последние годы возрос во всем мире — запускаются новые космические аппараты, спутники, строятся телескопы, обсерватории. В последнее время возникли и активно развиваются такие ее направления, как астрогеология, астробиология, астроэкология. К сожалению, в 1993 году астрономию убрали из перечня обязательных школьных предметов и знания о космосе дети получали в рамках интегрированных курсов физики, окружающего мира, естествознания. Такие фрагментарные знания не способствовали формированию у подрастающего поколения целостного представления об окружающем мире, а недостаток критического мышления привел к появлению ряда лженаучных и псевдонаучных знаний. Несмотря на многолетнее отсутствие астрономии в школьной программе, интерес к предмету не был потерян. Е.П. Левитан отмечает, что «занятия астрономией способствуют приобщению молодых людей к нетрадиционному, творческому мышлению», а еще более глубокому усвоению целому ряду других естественных наук, формированию современного научного мировоззрения, интереса к природным явлениям и процессам.
Несмотря на то, что 2017/18 году дисциплина стала обязательной для изучения, не все школы края достаточно хорошо оснащены оборудованием, позволяющим качественно проводить практические и лабораторные работы. Помимо этого, в городе отсутствуют какие-либо объекты, связанные с изучением астрономии (планетарии, обсерватории, выставки). Учитывая огромную значимость астрономии для развития творческого, познавательного, научного потенциала подрастающего поколения, реализация проекта «Моя Венера» станет первым объектом, где школьники получать знания и практический опыт астрономических наблюдений и исследований. Реализация проекта «Моя Венера» будет осуществляться недалеко от города в живописном экологически чистом районе на участке площадью 4 га в окрестностях с. Сивяково Загородного комплекса Филин парк, где в настоящий момент имеются купольные сферические конструкции для проведения стартовых мероприятий. Сферические конструкции это инновационные универсальные сооружения нового поколения с системой визуализации для науки, образования и развлечении. В такой системе проекция транслируется на весь купол, и позволяет обеспечить панорамный обзор (360º) для зрителей, создавая «эффект погружения». В проекционной системе Планетария предусмотрена техническая возможность демонстрации контента в 3D-режиме. Это дает возможность организации познавательного досуга во внеучебное время детям близлежащих поселений, поскольку посещать городские кружки и образовательные центры у большинства из них нет возможности. Для популяризации астрономических знаний командой проекта будет выпущена и проведена в школах города и районах игра с элементами имитации " Утренняя звезда", в том числе с возможностью ее дистанционного проведения. Работа проекта будет опираться на методические разработки и имеющийся у команды опыт проведения масштабных мероприятий, занятий, мастер-классов; опыт реализации проектов естественнонаучной направленности. Инфраструктура проекта послужит материально-технической и методической базой для проведения социальных мероприятий различного формата (научные фестивали, тематические вечера и праздники для широкого круга населения, включая детей с ограниченными возможностями здоровья), площадкой для прохождения практики обучающимися вузов и ссузов.
Обоснование социальной значимости проекта
Проект «Моя Венера» направлен на решение двух социальных проблем, актуальных не только для Забайкальского края, но и страны в целом – организация дополнительного образования в сельских школах и привлечение школьников к изучению наук о Земле и Космосе. Основная целевая группа проекта - школьники 6-8 классов, что связано с готовностью в этом возрасте воспринимать серьезную информацию, но в то же время склонности к игровой деятельности, а так же становлению будущих профессиональных ориентиров. В то же время проект затрагивает и другие возрастные группы - студентов, родителей c детьми. Социальная значимость проекта подтверждается рядом документов и публикаций. Так, Указы Президента Российской Федерации сформулировали задачи по увеличению охвата детей дополнительным образованием и определили, что в 2020 году до 75 процентов детей от 5 до 18 лет должны быть охвачены программами дополнительного образования. Тем не менее, исследователи констатируют наличие проблем дополнительного образования в сельских школах https://cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-dostupnosti-dopolnitelnogo-obrazovaniya-selskih-shkolnikov-kak-problema-pedagogicheskoy-nauki https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-obespecheniya-dostupnosti-dopolnitelnogo-obrazovaniya-selskih-shkolnikov/viewer https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2016/10/05/dostupnost-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-v-selskoy-mestnosti Тем более, это касается тех кружков и секций, которые для проведения качественных занятий требуют специального оборудования и материально-технического оснащения. Это в полной мере касается изучения астрономии и, хотя данный предмет ввели в школьную программу, школа оказалась "неподготовленная ни с какой стороны: нет современных учебников, нет современных пособий для учителей, для учеников https://mel.fm/slovo_pedagoga/3059127-astronomy. В статье https://zen.yandex.ru/media/scienceeveryday/pochemu-v-shkolah-perestali-prepodavat-astronomiiu-5c35c2d641a41d00aa91ca46 отмечается глубокая теоретизированность обучения астрономии . Очень мало времени уделяется практике, мало примеров решается на занятии. Знание зачастую просто «начитывается», при этом ученики никак не вовлечены в практический процесс закрепления знаний. Отсутствие астрономии как базового школьного предмета, сказалось и на знаниях поколения, подросшего без её преподавания. По данным сотрудников новосибирского учебно-научного центра «Планетарий», сегодня 32% сибиряков считают, что Солнце вращается вокруг Земли, а 14% – уверены, что полный оборот вокруг Солнца наша планета совершает за месяц, а не за год. https://yandex.ru/search/?text=%D0%BE%D1%82%D1%81%D1%83%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5%20%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%B8%20%D0%B2%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5&lr=68&clid=2163430 Астрофизик, доцент кафедры общей и теоретической физики Северо-Кавказского федерального университета Галина Топильская: https://news.rambler.ru/science/36143817-blizhe-k-zvezdam-chem-obernulsya-otkaz-ot-astronomii-v-shkolnoy-programme/ "Люди постепенно теряют способность и привычку думать, анализировать. Образованных людей становится всё меньше, а невежд всё больше. В своё оправдание говорят примерно следующее: «Я юрист, к чему мне знать, какая Земля по счёту планета от Солнца?» . Лучшие наблюдательные материалы мы получаем из-за границы. Вот и получается парадокс. Страна, представители которой первыми полетели в космос, сейчас занимает далеко не первое место в его освоении и развитии такой стратегически важной науки.. В связи с этим, увлечение занятиями астрономии как городских, так и сельских школьников будет эффективным и востребованным при условии наличия квалифицированных педагогов-астрономов и наличии необходимой инфраструктурой и оборудованием. Иначе эта наука становится сухой и неинтересной. В Чите имеется мобильный планетарий, находящийся в одном из торговых центров города. Но он выполняет развлекательную функцию, только демонстрируя фильмы. Ближайшие серьезные планетарии, согласно справочнику Читы, находятся в г. Иркутске и Улан-Уде https://chita.spravker.ru/planetarii/ "Не подошло ли время вспомнить энтузиазм первых членов Забайкальского общества любителей астрономии и создать в Чите или вблизи нашего города любительскую, а может даже и научную обсерваторию?" https://mydocx.ru/8-78910.html Проект «Моя Венера» может стать стартом к подготовке будущих астрофизиков, астронавтов, космонавтов. Тем более, что космодром "Восточный" находится по-соседству - в Амурской области.