С 2017 года члены организации МРОО ВВДВБД совместно с администрацией района регулярно проводят мероприятия, направленные на организацию досуга детей и молодежи, изучение истории родного края, патриотическое воспитание и сохранение исторического и культурного наследия своей страны. Комната Боевой славы является центром притяжения для жителей Могочинского района: в нем регулярно проводятся встречи с ветеранами боевых действия для разных групп населения, уроки по истории Забайкальского края для школьников г. Могоча и Могочинского района. С 2019 года организация регулярно проводит патриотическую полевую лагерную смену для школьников г. Могоча, которая пользуется большим спросом у учеников и их родителей. Дети всегда с удовольствием приходят в Комнату Боевой славы, предлагают свою помощь в проведении мероприятий, проявляют инициативу в заботе о ветеранах г. Могоча. В нашем районе это место объединяет общим делом разные поколения и группы населения. Проект направлен на приобщение школьников Могочинского района в возрасте 8-17 лет к военной истории родного края в нетрадиционной форме через современный подход к подаче исторического материала. Суть проекта состоит в вовлечении школьников в занятия отечественными настольными играми на военно-историческую тему. В процессе игры, дети не просто приобщатся к новому, интересному досугу, но и изучат военную историю страны и знаковые военные операции, биографии полководцев и значимых фигур на военно-политической арене. Закрепить полученные в процессе игры знания помогут встречи с ветеранами боевых действий - волонтёрами организации. Знаковым событием реализации проекта станет разработка школьниками настольной игры - "ходилки" на тему военной истории забайкальского края. Игра разрабатывается на основе исторических событий и фактов и презентуется на Фестивале настольных игр, который проводится в рамках празднования 80й годовщины разгрома Квантунской армии на Дальнем Востоке. В рамках Фестиваля работают открытые площадки с мастер-классами по настольным играм, проходит фотовыставка "Забытая война. Забайкальский фронт", работают тематическая фотозона и полевая кухня. Почетными гостями мероприятия станут первые лица района, ветераны ВОВ и участники боевых действий Могочинского района, партнеры проекта из Амурской области, представители СМИ района. Первым этапом реализации проекта проводится косметический ремонт комнаты Боевой славы, которое проводится волонтерами организации и оснащение её Партами героев. На партах Героев размещается информация о выдающихся участниках военных действий - уроженцев Забайкальского края. Параллельно, методистом проекта проводится набор школьников в группы по обучению настольным играм. Информирование школьников о возможности участия в проекте проводится путём информационной рассылки в школы Могочинского района. Обучение настольным играм проводится для целевой аудитории бесплатно и осуществляется в группах по 10-15 человек. В процессе подготовки к занятию, ведущий обучения по игре изучает исторические события и факты, которые можно осветить в процессе занятия по архивным документам, историческим справкам и иной публицистике, которая находится в открытом доступе. Встречи с ветеранами боевых действий проводятся 2 раза в месяц. На встречах школьники изучают события, которые происходили в Забайкальском крае во времена Второй мировой войны. Изучение проводится в том числе с использованием архивных видеоматериалов о боях с милитаристской Японией, которые проходили на территории Дальнего Востока и о событиях, развернувшихся в годы русско-японской войны в Забайкалье. Просмотр проходит в формате диалога: Ветераны комментируют события с точки зрения техники и тактики ведения боя, отвечают на возникшие вопросы. После изучения истории Забайкальского фронта, участники проекта самостоятельно разрабатывают игру на соответствующую тематику. К разработке игры также привлекаются учителя истории и работники краеведческого музея Могочинского района. Экземпляры игры передаются в краеведческий музей и школы района, в целях использования их при изучении истории родного края и во внеурочной деятельности. Реализация проекта направлена на привитие детям и молодежи Могочинского района чувства любви к Родине, воспитание чувства гордости за свою страну и народ, уважения к её великим свершениям и достойным страницам прошлого, на сохранение нашего культурного наследия, путем изучения военной истории страны и родного края инновационными способами.
Обоснование социальной значимости проекта
Малые города составляют самую многочисленную категорию городских поселений в России. Возрождение и развитие малых городов - это залог внутренней безопасности страны и процветания нашего государства. Тем самым в современных условиях трансформации политических, экономических, социальных и культурных отношений изучение малых городов и их военно-исторического и культурного наследия становится актуальным. Могочинский р-н Забайкальского края богат военной историей - дважды был прифронтовой зоной в ходе Китайского похода и во время Русско-японской войны, в ходе Первой Мировой войны, на фронт уходили забайкальские подразделения, а сюда прибывали пленные германской, австро-венгерской и турецкой армий, труженики Могочи прославили город фронтовыми подвигами и работой в тылу в годы ВОВ - около 4х тысяч человек из района ушли на фронт, более тысячи погибли, около двух тысяч воинов вернулись с боевыми наградами. На 01.02.2024г. долгожителей (старше 80ти лет) в районе осталось 333 человека (https://bdex.ru/naselenie/zabaykalskiy-kray/n/mogochinskiy/#:~:text=%D0%9D%D0%B0%201%20%D1%84%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8F%202024%20%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C,%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B5%D0%B9%20%D0%BE%D1%82%2060%20%D0%BB%D0%B5%D1%82%20-). Почти 25 % постоянно живущего населения составляют подростки и молодежь от 7 до 29 лет, которые столкнулись со "скучной жизнью маленького городка". Сегодня довольно много внимания уделяется тому, чтобы современные школьники знали и изучали историю ВОВ, военную историю родного края, но этих мер оказывается недостаточно. Об этом говорит то, что современные дети и молодёжь, попадая под влияние западных СМИ, начинают подвергать сомнению значение подвига нашего народа в уничтожении фашистской угрозы для всего мира. В нашей стране ежегодно проводятся мероприятия, приуроченные к празднованию Победы в Великой Отечественной войне, а о фронтовых действиях, которые продолжались на территории Дальнего Востока после разгрома фашистской Германии, говорится очень мало. В учебниках истории о войне с Японией написано пару строк. Если вы зайдете на сайт министерства обороны «Подвиг народа», то не найдете названия «Забайкальский фронт», имён ветеранов, воевавших с милитаристской Японией, там тоже нет, хотя за подвиги в войне с Японией девяносто три человека были удостоены звания Героя Советского Союза, из них шесть человек стали дважды Героями. Указом Президиума Верховного Совета СССР 30 сентября 1945 года была учреждена медаль «За победу над Японией». Единицы наших современников знают, что на курорте Молоковка близ Читы была ставка командующего тремя фронтами, Тихоокеанским флотом и Амурской флотилией Василевского Александра Михайловича. Большинство считает, что война между Советским Союзом и Японией у реки Халхин-Гол, на территории Монголии в 1939 году – это и есть разгром милитаристской Японии. В то же время, в Китае, который вместе с нами воевал в те годы с Японскими зверствами, установлен 51 мемориал нашим воинам, на которые ежегодно тысячи жителей приносят цветы, в память погибшим героям-дальневосточникам. Мы считаем необходимым исправить этот пробел в знаниях истории родного края у школьников Могочинского района, ведь в Забайкалье практически в каждой семье есть свои истории и герои, отдавшие свои жизни за мир и наше светлое будущее. Меры направленные на изучение истории своей страны современными школьниками, носят преимущественно традиционный, часто пассивный характер и не отличаются разнообразием, динамичностью – тем, что способно заинтересовать, увлечь детей. А ведь уже выросло несколько поколений детей, успевших привыкнуть к тому, что у них в открытом доступе имеется широчайший спектр развлечений: гаджеты, социальные сети, зрелищное кино и мультфильмы, компьютерные игры, и здесь традиционная система патриотического воспитания зачастую проигрывает. Сегодня необходимо системно применять игровые подходы в патриотическом воспитании школьников. Грамотно выстроенная познавательно-игровая деятельность позволяет увлекать, заинтересовывать, повышать эффективность узнавания и запоминания нового материала. Следовательно, знания о военной истории страны, военном прошлом родного края и его героях, полученные детьми с применением современных подходов вовлечения, будут лучше усваиваться в памяти современного поколения.