http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink

Зеленая школа – зеленый лес

Приоритетное направление участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций и пожаров, и ликвидации их последствий
Номинация конкурса

Краткое описание проекта

Основная идея проекта направлена экологическое воспитание подростков для снижение числа поджогов сухой травы и лесов в Забайкальском крае. Мы сочетаем просвещение, практические акции и вовлечение молодежи в природоохранную деятельность, чтобы сформировать у них осознанное отношение к природе.
Целевая аудитория - подростки 12–18 лет (учащиеся школ, в том числе «группы риска»).
Второстепенная целевая группа или средство достижения результата - педагоги и родители (для усиления воспитательного эффекта), местные сообщества (волонтеры, представители власти, СМИ).
Содержание проекта
Образовательный блок:
Интерактивные лекции с экологами и пожарными.
Тренинги по ответственному поведению в лесу.
Практические мероприятия:
Посадка деревьев, создание противопожарных полос.
Экоквесты и челленджи в соцсетях (#ЗеленыйЛесЗабайкалья).
Конкурс социальной рекламы:
Подростки создают плакаты/видеоролики о вреде поджогов.
Волонтерские отряды:
Подготовка школьных лидеров для распространения идей проекта.
Ожидаемые результаты
Снижение числа поджогов на 30–50% из числа участников проекта.
100+ обученных подростков с измененной моделью поведения.
3+ школьных экологических отрядов, продолжающих работу после проекта.
10 000+ просмотров в соцсетях (видеоролики, флешмобы).
Механизм управления
Координатор проекта (опыт реализации 2 экопрограммы) контролирует сроки и бюджет.
Рабочая группа (экологи, педагоги, SMM-специалист) отвечает за мероприятия.
Партнеры (МЧС, лесничества, НКО, школы) предоставляют экспертов и площадки.
Опыт исполнителя
Организация-заявитель имеет многолетний опыт в экопросвещении.
Команда успешно использовала гранты (Фонд президентских грантов, Грантовый конкурс Губернатора Забайкальского рая, Гранты Норникеля).
Материально-техническая база
Оборудование: Ноутбуки, проектор, расходные материалы для акций (саженцы, перчатки).
Площадки: Школьные классы, лесные участки (согласованные с администрациями и лесничеством).
Кадровый состав
Руководитель: Эксперт со стажем в экообразовании.
Тренеры: Экологи и психологи (опыт работы с подростками 5+ лет).
Специалист: СММ, журналист
Волонтеры: Обученные студенты-педагоги, представитель лесничества, специалист МЧС.
Грант запрашивается на, проведение образовательных мероприятий, организацию практических акций, создание информационных материалов, поддержку волонтерских отрядов.
Итог: Проект не только воспитает поколение, ответственно относящееся к природе Забайкалья, но и предотвратит пожары.

Обоснование социальной значимости проекта

Для подростков г. Читы и Забайкальского края поджоги сухой травы и леса часто воспринимаются как «безобидная шалость» или способ развлечения. Многие не осознают, что их действия приводят к катастрофическим последствиям. Почему они так делают? Любопытство и непонимание опасности ("Просто поджечь траву – что тут такого?"). Подражание сверстникам ("Все так делают"). Отсутствие занятости (в малых населенных пунктах мало кружков, секций). Незнание законов (многие не в курсе, что за поджоги грозит уголовная ответственность). Согласно статистических данных за истекший период 2025 года из 74 задержанных поджигателей - 34 дети (https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Ft.me%2Fchitaru75%2F86475&utf=1). Ссылки на публикации СМИ, подтверждающие проблему (https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Ft.me%2Fchitaru75%2F90884&utf=1, https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Ft.me%2Fchitaru75%2F86635&utf=1)
Основные факторы, способствующие распространению неосознанных поджогов:
Низкий уровень экологического воспитания – в школах недостаточно уроков по экологии и охране природы.
Отсутствие альтернативного досуга – в сельских районах мало возможностей для интересного и безопасного отдыха.
Неэффективность запретительных мер – штрафы и наказания работают плохо, если нет понимания, почему это вредно.
Влияние социальных сетей – среди подростков распространяются ролики, где поджоги подаются как "крутое" развлечение.
Негативные последствия проблемы.
Экологические: Уничтожение лесов, гибель животных, снижение биоразнообразия.
Ухудшение качества воздуха (дым от пожаров вредит здоровью).
Экономические: Тушение пожаров требует огромных бюджетных средств.
Страдают сельхозугодья, пастбища, погибает урожай.
Социальные: Эвакуации, потеря жилья.
Подростки попадают на учет в полицию, получают судимости.
На территории г. Читы, решением аналогичной проблематики занимаются ряд государственных организаций и НКО. МЧС и лесничества – проводят рейды, штрафуют нарушителей, но это не предотвращает поджоги, а только наказывает. Экологические НКО ("Антипожар", "Забайкальская природа") – организуют акции, но их охват ограничен крупными городами. Преимущественно работа направлена на борьбу со стихией, а не профилактику возникновения. Школы – иногда проводят беседы, но нет системного подхода.
Почему проблема сохраняется?
Нет комплексной программы по работе с подростками.
Меры носят запретительный, а не воспитательный характер.
Недостаточное вовлечение самих подростков в решение проблемы.
Социальные изменения, которые наступят после реализации проекта
У подростков:
Сформируется осознанное отношение к природе (не менее 70% участников изменят поведение).
Появится альтернативный досуг (волонтерские отряды, экоквесты).
Уменьшится количество "шалостей с огнем" (ожидаем снижение поджогов на 20-30%).
У местного сообщества:
Повысится гражданская активность (родители, учителя включатся в природоохранные акции).
Улучшится экологическая обстановка (меньше пожаров → чище воздух, сохранение лесов).
У властей и НКО:
Появится успешная модель работы с подростками, которую можно масштабировать на другие населенные пункты и регионы.
Проект «Зеленая школа – зеленый лес», соответствует нескольким государственным программам и стратегическим инициативам РФ.
1. Национальный проект «Экология» (2019–2030) Подпрограмма «Сохранение лесов»: Проект напрямую способствует снижению антропогенной нагрузки на леса через профилактику пожаров и обучение подростков. Компонент «Экологическое просвещение»: Включает формирование экологической культуры у молодежи, что соответствует задачам проекта.
2. Стратегия экологической безопасности РФ до 2025 года Проект отвечает целям снижения рисков от природных и антропогенных угроз, включая лесные пожары, через работу с местными сообществами.
3. Государственная программа «Развитие образования» Направление «Экологическое образование»: Проект реализует практико-ориентированные методы обучения, соответствующие требованиям ФГОС и программам дополнительного образования. Сетевые формы взаимодействия: Совместная работа со школами, лесничествами и НКО (например, как в программе «Зеленые вузы России»).
4. Федеральный проект «Социальная активность» (нацпроект «Образование») Поддержка волонтерских инициатив, таких как создание экологических отрядов в школах, что заявлено в задачах проекта.
5. Программы Минприроды и Рослесхоза «Лесоклиматические проекты»: Например, программа «Зеленая формула» СИБУРа, направленная на восстановление лесов и вовлечение молодежи.