http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink

Баян даа, турэлхи хэлэмнай (Богат наш родной язык)

победитель конкурса
Приоритетное направление Развитие культуры и искусства, сохранение духовного наследия
Номинация конкурса Развитие культуры и искусства, сохранение духовного наследия

Краткое описание проекта

Проект предполагает проведение комплекса мероприятий, способствующих сохранению и развитию бурятского языка. В рамках проекта мероприятия разделены по 3 направлениям: творческое - мастер-классы с участием поэтов и писателей на базе библиотек и музеев, конкурсы чтецов "Барбаадай", "Агамни-шамдаа", фестиваль детского еохора, конкурс исполнителей "Талын аялгаханууд"; интеллектуальное (общеразвивающее) - олимпиады, всебурятский диктант «Эрдэм», Эрхим найруулга, конкурс среди семей "Баян даа, турэлхи хэлэмнай", межрегиональная научно-практическая конференция, игра "Ага-интеллект" на бурятском языке среди семей; спортивное - чемпионат по игре "Шагай наадан" среди семей.
Мероприятия проекта подобраны таким образом, что они будут влиять не только на развитие бурятского языка, но и становятся условием для возникновения социальных эффектов: развитию межпоколенческих связей, укреплению чувства единства в процессе подготовки, осмыслению того, что народ без языка и культуры не может развиваться. Участниками различных конкурсов, спортивных мероприятий станут дети, взрослые и целые семьи. Мы считаем, что очень важно внедрять механизмы вовлечения всей семьи (родители и дети вместе) в процесс сохранения и развития родного языка. Таким образом, стимулировать повышение уровня национально-языкового сознания носителей, их готовность и желание развивать потенциальные возможности родного языка в одной ключевой для жизнеспособности языка сфере – семейном общении.
Соорганизаторами мероприятий являются Отдел социального развития Администрации Агинского Бурятского округа, Отдел культуры Администрации Агинского Бурятского округа, ГАУ ДПО «Агинский ИПК работников социальной сферы Забайкальского края», Ассоциация учителей бурятского языка Забайкальского края, ГУК «Центр развития бурятской культуры Забайкальского края», Агинский дацан, ГУК «Национальный музей им. Г. Цыбикова», МУК Агинский Театр «ДалиТЭ», библиотеки и др.
Для подготовки и проведения мероприятий по проекту будут привлечены 30 волонтеров. Необходимость привлечения волонтеров обусловлена тем, что профессиональное сообщество (учреждения культуры, образования и спорта) испытывает трудности, так как такого рода события требуют, помимо финансовых затрат, огромных человеческих ресурсов. И с другой стороны, у молодежи агинского округа есть потребность участия в крупных событиях в качестве волонтеров. В качестве добровольцев будут привлечены как опытные волонтеры, так и новички. К волонтерам будет прикреплен куратор, который будет распределять их деятельность. Для организации работы волонтерского корпуса проекта будет оборудовано одно рабочее место компьютером и необходимой оргтехникой.

Обоснование социальной значимости проекта

В современной российской культуре среди многих проблем, затрудняющих единство и негативно влияющих на ее гармонию и многообразие, остро выделяется потеря культурной самобытности отдельных этносов, включая историческую память, язык и народные традиции. Незнание языка и культуры затрудняет впоследствии определение национальной идентичности, позиция и статус члена этносоциума становятся неустойчивыми.
Идет снижение популярности и престижа бурятского языка и образования на бурятском языке как в мировом пространстве, так и на территории Забайкальского края. Молодежный сленг, бедность словарного запаса объясняются и отсутствием в семьях бурятского народа мотивации к чтению, к изучению родного языка. Бурятская семья как социальный институт не справляется со своими функциями сохранения и генетической защиты языка.
В ЮНЕСКО бурятский язык включен в «Красную книгу языков, находящихся под угрозой исчезновения». В атласе вымирающих языков бурятский обозначен как «severely endangered», как находящийся под угрозой. Это означает, что на бурятском всё ещё говорит старшее поколение, а вот поколение родителей может его понимать, но с детьми или между собой практически не говорит.
Все сказанное определяет актуальность, значимость и необходимость реализации проекта.