Городская строительная академия
Приоритетное направление
Поддержка молодежных проектов
Номинация конкурса
профориентация
Краткое описание проекта
Городская строительная академия – это центр компетенций о строительстве. Идея академии - использовать новые, инновационные форматы для популяризации строительных специальностей, для архитектурно-строительного образования детей, подростков, молодежи, семей, для изменения их отношения к своему городу.
Академия - комплекс профориентационных модулей, рассчитанный на работу с различными возрастными группами начиная с дошкольного возраста и заканчивая молодыми людьми, семьями с маленькими детьми. Организация и координация работы отдельных модулей, проведение общих конкурсов и мероприятий, продвижение и информационное освещения проекта осуществляется руководством городской строительной академией (руководитель академии, администратор и бухгалтер). Модули сформированы с учетом возрастной специфики и интересов участников, их прагматизма, и направлены на обеспечение целостности и системности профессиональной ориентации учащихся, ее преемственности. Это теоретические и практические занятия (профессиональные пробы) по профессиональному информированию и воспитанию, по профессиональной ориентации школьников.
Модули, предлагаемые к реализации в проекте, посвящены темам архитектуры, городского планирования, строительным профессиям. Они дают возможность получить фундаментальные знания по строительству, провести эксперименты – пробовать что-то новое, более осознанно воспринимать окружающую городскую среду и активно участвовать в ее формировании.
Ожидаемые основные результаты:
1. Дошкольный возраст – получение первоначальных знаний о профессии в процессе игры (Что делает строитель?);
2. Для участников проекта в возрасте 7-14 лет – освоение элементов профессиональной деятельности (в зависимости от возраста и заинтересованности – игровые макеты домиков, элементы дизайна общественных пространств и т.п.). Косвенный результат - формирование знаний, интереса к профессии, выделение ее привлекательных сторон, соответственно, развитие интереса к определенным учебным предметам, которые нужны для этой профессии.
3. Для участников в возрасте 15-17 лет - практический опыт (специальные знания, выработка умений и навыков) по строительной специальности, что играет большую роль в формировании профессионального самоопределения.
4. Для участников в возрасте 17-20 лет развитие компетенций по формированию общественных и частных пространств, активное участие в обсуждении развития города и в мероприятиях по его преобразованию.
5. Для молодых семей с детьми – проведение досуга и получение новых знаний, которые могут быть использованы при ремонте квартиры, дачи, благоустройстве и озеленении дворовых территорий.
Кадровый состав команды - преподаватели с большим стажем и опытом и молодые специалисты кафедры строительства Забайкальского государственного университета, в качестве волонтеров выступают студенты ЗабГУ.
Академия - комплекс профориентационных модулей, рассчитанный на работу с различными возрастными группами начиная с дошкольного возраста и заканчивая молодыми людьми, семьями с маленькими детьми. Организация и координация работы отдельных модулей, проведение общих конкурсов и мероприятий, продвижение и информационное освещения проекта осуществляется руководством городской строительной академией (руководитель академии, администратор и бухгалтер). Модули сформированы с учетом возрастной специфики и интересов участников, их прагматизма, и направлены на обеспечение целостности и системности профессиональной ориентации учащихся, ее преемственности. Это теоретические и практические занятия (профессиональные пробы) по профессиональному информированию и воспитанию, по профессиональной ориентации школьников.
Модули, предлагаемые к реализации в проекте, посвящены темам архитектуры, городского планирования, строительным профессиям. Они дают возможность получить фундаментальные знания по строительству, провести эксперименты – пробовать что-то новое, более осознанно воспринимать окружающую городскую среду и активно участвовать в ее формировании.
Ожидаемые основные результаты:
1. Дошкольный возраст – получение первоначальных знаний о профессии в процессе игры (Что делает строитель?);
2. Для участников проекта в возрасте 7-14 лет – освоение элементов профессиональной деятельности (в зависимости от возраста и заинтересованности – игровые макеты домиков, элементы дизайна общественных пространств и т.п.). Косвенный результат - формирование знаний, интереса к профессии, выделение ее привлекательных сторон, соответственно, развитие интереса к определенным учебным предметам, которые нужны для этой профессии.
3. Для участников в возрасте 15-17 лет - практический опыт (специальные знания, выработка умений и навыков) по строительной специальности, что играет большую роль в формировании профессионального самоопределения.
4. Для участников в возрасте 17-20 лет развитие компетенций по формированию общественных и частных пространств, активное участие в обсуждении развития города и в мероприятиях по его преобразованию.
5. Для молодых семей с детьми – проведение досуга и получение новых знаний, которые могут быть использованы при ремонте квартиры, дачи, благоустройстве и озеленении дворовых территорий.
Кадровый состав команды - преподаватели с большим стажем и опытом и молодые специалисты кафедры строительства Забайкальского государственного университета, в качестве волонтеров выступают студенты ЗабГУ.
Обоснование социальной значимости проекта
Актуальность проекта направлена на решение нескольких проблем:
1. Низкое качество профориентационной работы по инженерным направлениям в школах г. Читы. Отсутствие популяризации профессии инженера.
В последние годы наблюдается снижение количества выпускников 11-х классов, планирующих получить инженерные специальности. Косвенно это подтверждается данными результатов экзаменов по профильной математике, которая необходима для поступления на инженерные, экономические, педагогические направления подготовки. Так в 2021 г. из 1603 человек, закончивших школу в г. Чите, профильную математику сдавали только 700 учеников, что составляет 41 % от общего числа участников ЕГЭ в регионе, средний балл 43 [1]. В 2022 году – 705 человек, это 35,91 %, средний балл 45 [2]. В 2023 году профильную математику планируют сдавать 632 человека. В статистико-аналитическом отчете о результатах ГИА [2] в качестве причин указывается «осмысление выпускниками сложности этого учебного предмета, переориентирование профессиональных интересов в пользу гуманитарных дисциплин», «сохраняется проблема низкого уровня обученности, …, их низким уровнем мотивации к учебной деятельности». По нашему мнению, «переориентирование профессиональных интересов в пользу гуманитарных дисциплин» и «низкий уровень мотивации к учебной деятельности» является следствием формального и бессистемного подхода к профориентационной работе в школе.
В [3] прописано, что профориентационная работа в школах заключается в «проведении тематических родительских собраний, размещении актуальной информации на стендах и школьных сайтах, официальных аккаунтах в мессенджерах и соцсетях», ведется работа в рамках проекта «Билет в будущее». Однако реализация проекта «Билет в будущее» в Забайкальском крае оставляет желать лучшего: по данным «Управления гарантии качества «ЗабГУ»» в 2021 году всего 193 школьника приняли участие в 19 профессиональных пробах, которые были предложены для проведения по всему спектру образовательных программ университета, в 2022 году – проведено 42 пробы, в которых приняли участие 352 школьника. Для справки: в г. Чита находится 51 общеобразовательная школа, в которых обучается более 45 000 человек, в т.ч. более 25000 в 5-11 классах. Низкое качество профориентационной работы по инженерным направлениям в школах подтверждается данными опроса многопрофильного аналитического центра (НАФИ), проведенного в РФ [4]: на вопрос «Помогла ли Вам школа определиться с выбором будущей профессии» 53 % старшеклассников ответили «не помогла», а 23 % затруднились ответить.
2. Острая нехватка в Заб.крае инженерных кадров, в частности в строительстве. Служба исследований HeadHunter (hh.ru), крупнейшей российской онлайн-платформы по поиску работы и сотрудников, проанализировала количество вакансий и резюме в Забайкальском крае. В своем пресс-релизе от 14 ноября 2022 года, отмечает три профессиональные области, в большей мере испытывающие дефицит кадров: «Добыча сырья», «Строительство» и «Рабочий персонал» [5].
3. Низкое качество городской среды и привлекательности города для молодежи. В 2018, 2019 году по индексу качества городской среды Чита находилась в группе городов с неблагоприятной городской средой (2018 г. – 147 баллов из 360, 2019 – 148 баллов). С 2020 года город перешел в группу городов с благоприятной городской средой – 181 балл. В 2022 году показатель составляет 190 баллов (52,8 % от максимальной оценки), но по 2 двум оцениваемым разделам из шести («Жилью и прилегающим пространствам», «Общественно-деловой инфраструктуре и прилегающим пространствам») город имеет оценку «неблагоприятная городская среда» [https://индекс-городов.рф/#/cities/8851]. Эксперты КБ «Стрелка», которые выполнили оценку привлекательности городов, отнесли г. Чита к группе населенных пунктов, в которых «жизнь нельзя назвать очень комфортной и разнообразной». https://st.cherinfo.ru/pages/2018/09/11/strelkakbalumnirating2018full.pdf.
Изложенные проблемы касаются прежде всего молодого населения города (детей, подростков, молодежи и семей с детьми).
Подробное описание с расшифровкой документов приведено в пункт 7.1.
1. Низкое качество профориентационной работы по инженерным направлениям в школах г. Читы. Отсутствие популяризации профессии инженера.
В последние годы наблюдается снижение количества выпускников 11-х классов, планирующих получить инженерные специальности. Косвенно это подтверждается данными результатов экзаменов по профильной математике, которая необходима для поступления на инженерные, экономические, педагогические направления подготовки. Так в 2021 г. из 1603 человек, закончивших школу в г. Чите, профильную математику сдавали только 700 учеников, что составляет 41 % от общего числа участников ЕГЭ в регионе, средний балл 43 [1]. В 2022 году – 705 человек, это 35,91 %, средний балл 45 [2]. В 2023 году профильную математику планируют сдавать 632 человека. В статистико-аналитическом отчете о результатах ГИА [2] в качестве причин указывается «осмысление выпускниками сложности этого учебного предмета, переориентирование профессиональных интересов в пользу гуманитарных дисциплин», «сохраняется проблема низкого уровня обученности, …, их низким уровнем мотивации к учебной деятельности». По нашему мнению, «переориентирование профессиональных интересов в пользу гуманитарных дисциплин» и «низкий уровень мотивации к учебной деятельности» является следствием формального и бессистемного подхода к профориентационной работе в школе.
В [3] прописано, что профориентационная работа в школах заключается в «проведении тематических родительских собраний, размещении актуальной информации на стендах и школьных сайтах, официальных аккаунтах в мессенджерах и соцсетях», ведется работа в рамках проекта «Билет в будущее». Однако реализация проекта «Билет в будущее» в Забайкальском крае оставляет желать лучшего: по данным «Управления гарантии качества «ЗабГУ»» в 2021 году всего 193 школьника приняли участие в 19 профессиональных пробах, которые были предложены для проведения по всему спектру образовательных программ университета, в 2022 году – проведено 42 пробы, в которых приняли участие 352 школьника. Для справки: в г. Чита находится 51 общеобразовательная школа, в которых обучается более 45 000 человек, в т.ч. более 25000 в 5-11 классах. Низкое качество профориентационной работы по инженерным направлениям в школах подтверждается данными опроса многопрофильного аналитического центра (НАФИ), проведенного в РФ [4]: на вопрос «Помогла ли Вам школа определиться с выбором будущей профессии» 53 % старшеклассников ответили «не помогла», а 23 % затруднились ответить.
2. Острая нехватка в Заб.крае инженерных кадров, в частности в строительстве. Служба исследований HeadHunter (hh.ru), крупнейшей российской онлайн-платформы по поиску работы и сотрудников, проанализировала количество вакансий и резюме в Забайкальском крае. В своем пресс-релизе от 14 ноября 2022 года, отмечает три профессиональные области, в большей мере испытывающие дефицит кадров: «Добыча сырья», «Строительство» и «Рабочий персонал» [5].
3. Низкое качество городской среды и привлекательности города для молодежи. В 2018, 2019 году по индексу качества городской среды Чита находилась в группе городов с неблагоприятной городской средой (2018 г. – 147 баллов из 360, 2019 – 148 баллов). С 2020 года город перешел в группу городов с благоприятной городской средой – 181 балл. В 2022 году показатель составляет 190 баллов (52,8 % от максимальной оценки), но по 2 двум оцениваемым разделам из шести («Жилью и прилегающим пространствам», «Общественно-деловой инфраструктуре и прилегающим пространствам») город имеет оценку «неблагоприятная городская среда» [https://индекс-городов.рф/#/cities/8851]. Эксперты КБ «Стрелка», которые выполнили оценку привлекательности городов, отнесли г. Чита к группе населенных пунктов, в которых «жизнь нельзя назвать очень комфортной и разнообразной». https://st.cherinfo.ru/pages/2018/09/11/strelkakbalumnirating2018full.pdf.
Изложенные проблемы касаются прежде всего молодого населения города (детей, подростков, молодежи и семей с детьми).
Подробное описание с расшифровкой документов приведено в пункт 7.1.