Сетевая модель по созданию монолингвальных групп в дошкольных образовательных организациях Агинского Бурятского округа
Приоритетное направление
Развитие науки, образования и просвещения
Номинация конкурса
развитие сетевых способов реализации образовательных программ
Краткое описание проекта
Основная идея проекта заключается в создании монолингвальной развивающей речевой среды на бурятском языке, комфортных условий для гармоничного развития детей дошкольного возраста в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Сегодня одним из важных направлений в системе общего образования является сетевое взаимодействие образовательных организаций, включая и социум. Необходимым условием построения модели сетевого взаимодействия является вовлечение родительского сообщества, общественных организаций и т.д. Родители являются не только объектом подражания, но и примером для становления эмоционально-волевой сферы ребенка, опорой их духовно-нравственного развития. Л.С. Выготский утверждал: «не изменив взрослых, ничего нельзя сделать с детьми». Результаты социологического опроса по изучению реального состояния и перспектив развития бурятского языка в Агинском Бурятском округе в октябре 2022 года, в котором приняли участие 1429 родителей детей дошкольного возраста, показали, что современные родители испытывают трудности в вопросах воспитания своих детей, чувствуют потребность в педагогическом просвещении и в тесном взаимодействии с работниками образовательных организаций.
Разработка модели сетевого взаимодействия для приобщения детей к родной речи и традиционным культурным ценностям позволит стимулировать многих родителей участвовать в этом процессе, увеличит количество заинтересованных лиц и в будущем поможет придать этому движению массовый характер. В этом и заключается социальная значимость разрабатываемого проекта. Он адресован руководителям, педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций и родителям.
Ожидаемые результаты:
1. Наличие нормативных документов, регламентирующих особенности организации сетевой модели в дошкольных образовательных учреждениях Агинского Бурятского округа, в том числе сетевой образовательной программы для применения в монолингвальных группах и тиражирования в остальных.
2. Банк лучших методических разработок на родном (бурятском) языке.
3. Банк диагностического инструментария для реализации проекта.
4. Положительный педагогический опыт совместной с родителями работы по приобщению детей к духовно-нравственным ценностям.
5. Повышение мотивации родителей в приобщении к традиционной культуре бурятского народа и к российским духовно-нравственным ценностям.
6. Положительная динамика уровня владения детьми родной (бурятской) речью и повышения интереса к культуре и традициям бурятского народа и российским духовно-нравственным ценностям.
Разработка модели сетевого взаимодействия для приобщения детей к родной речи и традиционным культурным ценностям позволит стимулировать многих родителей участвовать в этом процессе, увеличит количество заинтересованных лиц и в будущем поможет придать этому движению массовый характер. В этом и заключается социальная значимость разрабатываемого проекта. Он адресован руководителям, педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций и родителям.
Ожидаемые результаты:
1. Наличие нормативных документов, регламентирующих особенности организации сетевой модели в дошкольных образовательных учреждениях Агинского Бурятского округа, в том числе сетевой образовательной программы для применения в монолингвальных группах и тиражирования в остальных.
2. Банк лучших методических разработок на родном (бурятском) языке.
3. Банк диагностического инструментария для реализации проекта.
4. Положительный педагогический опыт совместной с родителями работы по приобщению детей к духовно-нравственным ценностям.
5. Повышение мотивации родителей в приобщении к традиционной культуре бурятского народа и к российским духовно-нравственным ценностям.
6. Положительная динамика уровня владения детьми родной (бурятской) речью и повышения интереса к культуре и традициям бурятского народа и российским духовно-нравственным ценностям.
Обоснование социальной значимости проекта
В последние десятилетия на территории Агинского Бурятского округа Забайкальского края наблюдается утрата бурятского языка во всех возрастных группах, особенно у детей дошкольного возраста. Совместно с партнерами - ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края» и муниципальными методическими службами проводятся мониторинговые исследования, которые подтверждают снижение уровня владения родным языком. Между тем, наблюдается спрос на обучение детей родному (бурятскому) языку среди родителей, которые не владеют бурятским языком и не обеспечивают среду для развития родной речи. По результатам социологического опроса более 60 процентов молодежи в возрасте от 20 до 35 лет понимает бытовую речь, но не говорят на бурятском языке. Более 80 процентов молодежи данной возрастной группы желает научиться говорить на родном языке и научить своих детей. Такая потребность возникает у взрослых только с возрастом. Она очень ярко проявляется в сегодняшней ситуации в условиях проведения специальной военной операции, когда многие участники не могут даже поговорить по телефону с родителями на родном языке в целях безопасности.
Вместе с тем, самая главная причина плохого владения родным языком заключается в слабой семейной языковой среде, поэтому важно обучать детей родному языку именно в дошкольном возрасте. Поэтому на решение данной проблемы направлен проект по созданию и апробации в 8 детских садах монолингвальных групп, в которых воспитание и обучение будет осуществляться на родном языке, а также будут проводиться совместные занятия для детей и родителей. Успешной реализации проекта будет способствовать научно-консультационная, финансовая, информационная поддержка, использование контента региональной электронной платформы изучению бурятского языка (regedu.ru).
Эффективность работы монолингвальных групп будет обеспечена реализацией сетевой образовательной программы, организацией сетевых образовательных событий.
Таким образом, активное включение представителей родительской общественности в процесс воспитания будет способствовать решению многих вопросов дошкольного образования, обеспечит его доступность и открытость как необходимого условия совершенствования системы. В этом и заключается социальная значимость разрабатываемого проекта.
Вместе с тем, самая главная причина плохого владения родным языком заключается в слабой семейной языковой среде, поэтому важно обучать детей родному языку именно в дошкольном возрасте. Поэтому на решение данной проблемы направлен проект по созданию и апробации в 8 детских садах монолингвальных групп, в которых воспитание и обучение будет осуществляться на родном языке, а также будут проводиться совместные занятия для детей и родителей. Успешной реализации проекта будет способствовать научно-консультационная, финансовая, информационная поддержка, использование контента региональной электронной платформы изучению бурятского языка (regedu.ru).
Эффективность работы монолингвальных групп будет обеспечена реализацией сетевой образовательной программы, организацией сетевых образовательных событий.
Таким образом, активное включение представителей родительской общественности в процесс воспитания будет способствовать решению многих вопросов дошкольного образования, обеспечит его доступность и открытость как необходимого условия совершенствования системы. В этом и заключается социальная значимость разрабатываемого проекта.