http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink

Школа актива "Актив +"

Приоритетное направление Развитие науки, образования и просвещения
Номинация конкурса продвижение и популяризация науки

Краткое описание проекта

Выездные семинары школы актива «Актив +» – это пятидневный образовательный интенсив в формате мини-смены для школьников от 14 до 17 лет из 4 муниципальных образований Забайкальского края (ЗАТО п. Горный, п. Агинское, Чернышевский район, пгт. Чернышевск, Дульдургинский район, с. Дульдурга), который проходит в каникулярное время и направлен на развитие социальной активности подростков. На протяжении пяти дней участники школы осваивают эффективные способы творческой и социальной активности, учатся организовывать мероприятия, посещают учебные занятия на темы: командообразование, организация мероприятий, технологии самоуправления, лаборатория успеха, креативность, тайм-менеджмент, социальное взаимодействие, психология общения, содействие формированию навыков креативности, коммуникабельности, работы в команде и критического мышления. Общий охват проекта по итогам - 300 человек. Из каждого муниципального образования примет участие 75 школьников, которые во время обучения делятся на отряды по 25 человек. К каждому отряду будет прикреплен подготовленный и обученный куратор, которых предоставит партнер проекта Региональный ресурсный центр поддержки добровольчества (волонтерства) в Забайкальском крае.
Партнерами проекта являются ГАУ "Молодежный центр "Искра" Забайкальского края, ЗРОО РЦ "ЗАБМОЛЦЕНТР", Региональный ресурсный центр поддержки добровольчества (волонтерства) в Забайкальском крае.
По итогу участники школы актива получат знания о проведении мероприятий для досуга сверстников, также они узнают о формах реализации коллективно творческих дел. Повысят навыки работы в команде, освоят навыки креативного мышления.

Обоснование социальной значимости проекта

При сборе информации для составления мониторинга реализации государственной молодежной политики на территории Забайкальского края за 2020 год, были выявлены следующие показатели административных правонарушений, совершенных с участием молодежи: в 2018 году их число составило 5292 тысячи человек, а в 2019 году уже 7715 тысячи. В 2020 году с участием молодежи были совершены 10592 административных правонарушений. Стоит заметить, что с каждым годом растет количество совершенных правонарушений среди молодежи. В муниципальных образованиях актуальной является задача организации культурно-досуговой деятельности детей и подростков в период каникул и в выходные дни. Большой объем неорганизованного свободного времени подростков и неумение распорядиться им, нередко приводит к большинству социальных проблем (наркомания, анти-социальная деятельность и др.). Большинство подростков, в силу своих возрастных психологических особенностей, не всегда имеют возможность и умение самостоятельно проектировать свое развитие в свободное время, поэтому им нужна специальным образом организованная педагогическая деятельность для обучения навыкам самоорганизации и социализации. В письмах-поддержки от муниципальных образований Забайкальского края (ЗАТО п. Горный, п. Агинское, Чернышевский район, пгт. Чернышевск, Дульдургинский район, с. Дульдурга) отражена актуальность реализации данного проекта на их территории.
Одним из условий успешной социализации ребенка является создание ситуации развития, обеспечивающей его социальную активность. Формирование социальной активности осуществляется только в процессе включения личности в деятельность, обеспечивающую следующие условия:
1) развитие самостоятельности, стимулирование активности;
2) развитие мотивации;
3) включенность в коллектив, организация совместной деятельности;
4) учет индивидуальных особенностей личности;
5) преобладание субъект-субъектных отношений;
6) освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста;
7) развитие творческого потенциала;
8) создание благоприятного эмоционального пространства.
Учет вышеперечисленных условий для формирования социальной активности обеспечивает технология коллективной творческой деятельности, главной организационной формой которой выступает коллективное творческое дело (КТД). Каждое КТД является комплексным средством воспитания, поскольку предполагает развитие в единстве личностных, индивидуальных и субъектных качеств воспитанника. Различные формы коллективной творческой деятельности способствуют развитию отношений между участниками воспитательного процесса, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъектную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируя у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Этими положениями обусловлена актуальность программы выездных семинаров школы актива «Актив +».