Студия русского жестового языка «Говорящие руки»
Приоритетное направление
Развитие науки, образования и просвещения
Номинация конкурса
продвижение и популяризация науки
Краткое описание проекта
Проект Студия русского жестового языка «Говорящие руки» направлен создание постоянной образовательной площадки, условий и механизмов развития специфических навыков по использованию русского жестового языка (РЖЯ), как важнейшего коммуникационного и образовательного средства для людей с нарушением слуха.
В рамках проекта предусмотрена организация образовательной программы по глубокому обучению инвалидов по слуху РЖЯ, для которых он является основным средством коммуникации и усвоения информации. Образовательная программа будут реализована на базе ГОУ «Забайкальский центра специального образования и развития «Открытый мир», где обучаются дети-инвалиды по слуху до 20 лет, также для учителей и педагогов, работающих в данном учреждении. На базе Забайкальского регионального отделения ОООИ «Всероссийского общества глухих» и партнера проекта будет реализована образовательная программа для людей с инвалидность по слуху старше 20 лет.
Еще одним направления деятельности проекта станет проведение ряда обучающих профориентационных семинаров по вопросам получения высшего образования, трудоустройства людей с нарушением слуха, а также участию в разработке и реализации социальных проектов.
Участники проекта получат знания и умения в области применения РЖЯ, учителя и педагоги получать соответствующие специализацию для дальнейшей работы с данной категорией.
Также мероприятия проекта будут направлены на привлечение волонтеров из числа молодежи, для которых будет также организованы курсы по основам РЖЯ, что позвонит наладить работу по пропаганде толерантного отношения, как способа к установлению общности в молодежной среде. Итогом реализации проекта будет разработка и издание методических и видео пособий по практическим навыкам РЖЯ.
Итогом реализации проекта будет проведение образовательного фестиваля русского жестового языка, на котором будут произведена оценка результатов реализации проекта, награждения призеров и победителей.
В рамках проекта предусмотрена организация образовательной программы по глубокому обучению инвалидов по слуху РЖЯ, для которых он является основным средством коммуникации и усвоения информации. Образовательная программа будут реализована на базе ГОУ «Забайкальский центра специального образования и развития «Открытый мир», где обучаются дети-инвалиды по слуху до 20 лет, также для учителей и педагогов, работающих в данном учреждении. На базе Забайкальского регионального отделения ОООИ «Всероссийского общества глухих» и партнера проекта будет реализована образовательная программа для людей с инвалидность по слуху старше 20 лет.
Еще одним направления деятельности проекта станет проведение ряда обучающих профориентационных семинаров по вопросам получения высшего образования, трудоустройства людей с нарушением слуха, а также участию в разработке и реализации социальных проектов.
Участники проекта получат знания и умения в области применения РЖЯ, учителя и педагоги получать соответствующие специализацию для дальнейшей работы с данной категорией.
Также мероприятия проекта будут направлены на привлечение волонтеров из числа молодежи, для которых будет также организованы курсы по основам РЖЯ, что позвонит наладить работу по пропаганде толерантного отношения, как способа к установлению общности в молодежной среде. Итогом реализации проекта будет разработка и издание методических и видео пособий по практическим навыкам РЖЯ.
Итогом реализации проекта будет проведение образовательного фестиваля русского жестового языка, на котором будут произведена оценка результатов реализации проекта, награждения призеров и победителей.
Обоснование социальной значимости проекта
Проект посвящен решению острейшей проблеме Забайкальского края – плохое, а зачастую отсутствие знания русского жестового языка школьниками инвалидами по слуху, для которых он является основным средством коммуникации и получения образования. По статистики Забайкальского регионального отделения ОООИ «Всероссийское общество глухих» и Министерства науки, образования и молодежной политики Забайкальского края, за последние 7 лет среднее профессиональное образование получили только 25 инвалидов по слуху, а высшее всего 8 человека, из них тотально глухих – 1 человек. Из-за плохого знания РЖЯ у инвалидов по слуху элементарно маленьких словарный запас и плохое усвоение школьной программы, что ставит крест на получение качественного образования. По отслеживаемой статистике это приводит к трудоустройству на низко квалицированные и низко оплачиваемые должности (уборщицы – 20 чел., таксисы – 10, дворники – 8 чел., грузчики – 5 чел., официально нетрудоустроенные – более 70 чел.). Статья с комментариями регионального эксперта в области инклюзивного образования (https://obozrenie-chita.ru/article/slyot-invalidov-po-sluhu). Вторая острая проблема на решение, которой направлен проект, напрямую влияет на первую – отсутствие квалифицированных специалистов в области русского жестового языка (учителей, педагогов и воспитателей) в специализированных образовательных учреждениях Забайкальского края, владеющих РЖЯ и имеющих соответствующую подготовку (специализацию). Статья об образовательных проблемах целевых групп проекта (https://voginfo.ru/education/2020/04/23/gotovy-li-gluhie-k-distancionnomu-obrazovaniju/). Исключение жестовых языков из процесса обучения противоречит признанию национальных жестовых языков первыми или предпочитаемыми языками глухих; игнорируется тот факт, что доступ к первому языку ребенка открывает путь для его дальнейшего успешного когнитивного развития и билингвизма. Стигматизация жестовых языков в обучении глухих исключает из поля зрения непосредственный опыт глухих взрослых, который необходимо учитывать при формировании будущей политики в отношении жестового языка. Одним из итогов реализация проекта – это получение необходимых знаний, налаживание системы обучения РЖЯ на уровне школы, семьи и профориентации, что в свою очередь в перспективе положительно повлияет на возможности получения инвалидами по слуху качественного образования и последующего трудоустройства в регионе. Статья экспертов в области РЖЯ по данной проблематике (https://chips-journal.ru/reviews/nado-vesti-uroki-zestovogo-azyka-v-obycnyh-skolah-kak-dopolnitel-nyj-inostrannyj).