Жизнь – музей! А мы в нём и экспонаты, и посетители
Приоритетное направление
Патриотическое воспитание
Номинация конкурса
патриотическое воспитание и наставничество
Краткое описание проекта
В основу данного проекта заложена идея гражданско-патриотического воспитания через формирование и развитие у обучающихся интереса к истории родного края с опорой на конкретный краеведческий материал. Краеведческий музей в школе существует с 1996 года. В 1999 году он прошел паспортизацию и получил официальный статус «Школьный краеведческий музей». За годы своего существования музей добился определенных результатов, а школой был накоплен достаточно богатый опыт краеведческой работы: в фондах музея около 3000 подлинных экспонатов, создано шесть отделов, состоящих из постоянных экспозиций, и регулярно создаются временные, по экспозициям музея разработаны тематические экскурсии; оформлен обширный материал по истории и природе родного края; разработаны и реализуются в образовательном процессе школы программы кружка "Краеведение"; налажено сотрудничество с музеями Чернышевского района; поддерживаются тесные связи с сельской, библиотекой, Домом культуры; о работе школы по краеведению есть публикации в районной газете «Наше время»; музей неоднократно награждался грамотами муниципального, краевого уровней.
Музейная работа привлекала ребят, на ее основании выстраивалась система взаимоотношений, обучающих и воспитательных элементов, исследовательской деятельности. Но в течение последних двух лет нами был замечен спад интереса к этой работе: уменьшилось количество учащихся, желающих участвовать в исследовательской работе по краеведению, малочисленнее стала поисковая группа, меньше учащихся стало посещать экскурсии в школьном музее и кружка по краеведению. К таким выводам мы пришли, проанализировав путем сравнения за последние три года данные журнала поступления музейных экспонатов, книги учета массовых мероприятий и экскурсий, журналов факультативных курсов, количества исследовательских работ, выполненных учащимися.
Музейная работа привлекала ребят, на ее основании выстраивалась система взаимоотношений, обучающих и воспитательных элементов, исследовательской деятельности. Но в течение последних двух лет нами был замечен спад интереса к этой работе: уменьшилось количество учащихся, желающих участвовать в исследовательской работе по краеведению, малочисленнее стала поисковая группа, меньше учащихся стало посещать экскурсии в школьном музее и кружка по краеведению. К таким выводам мы пришли, проанализировав путем сравнения за последние три года данные журнала поступления музейных экспонатов, книги учета массовых мероприятий и экскурсий, журналов факультативных курсов, количества исследовательских работ, выполненных учащимися.
Обоснование социальной значимости проекта
За последние годы в России произошли политические и экономические изменения, оказавшие существенное влияние на существующую систему ценностей общества, систему ценностей отдельного человека. Отмечаются тенденции снижения общего уровня духовной и нравственной культуры населения, и особенно молодежи. Традиционным средством духовно - нравственного воспитания является музей как хранитель социокультурной памяти. Организация поисковой, исследовательской деятельности в условиях музейной среды, непосредственный контакт с историческими материалами, культурным наследием предшествующих поколений обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом. Но, к сожалению, современная молодежь редко посещает музеи и знакомится с его экспонатами, поэтому становится актуальным применение в условиях музейной среды современных информационных технологий. Создание данного проекта продиктовано необходимостью максимально задействовать воспитательные резервы школьного музея для формирования системы нравственных ценностей, самореализации личности, развития её патриотичных чувств и активной гражданской позиции.