Приоритетное направлениеРазвитие культуры и искусства, сохранение духовного наследия
Номинация конкурсаподдержка творческих проектов, направленных на укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации
Один из самых древних храмов, чудом сохранившихся в Забайкальском крае, был построен в селе Нижний Нарым Красночикойского района ещё в 1843 году. Благодаря стараниям миссионера и святого подвижника монаха Варлаама, который обосновался в Чикойских горах в те времена, многие старообрядцы вернулись в лоно Церкви. Они решили построить в своём селе храм. Маленький храм в глухой деревушке где-то далеко за Байкалом и почти на границе с Монголией, но несмотря на такую географическую удалённость о церкви Покрова Пресвятой Богородицы заботились многие известные иерархи. Святитель Филарет Московский, например, горячо ратовал об устранении раскола в Забайкалье и прислал для Покровской церкви в Нижнем Нарыме древние священные сосуды, а архиепископ Вологодский Иринарх преподнёс в дар храму древний антиминс, освящённый ещё в 1544 году. Для нужд церкви из Москвы были отправлены старопечатные церковные книги, которые иркутский епископ Нил назвал подлинным сокровищем и просил игумена Варлаама, ныне прославленного в лике святых, порадовать прихожан этим приобретением. 1930 храм закрылся, после в нём находился дом культуры, а когда дом культуры переехал в другое здание, церковь была разрушена. С 2014 года, после первого молебна, в храме зародилась новая жизнь. Жители села и приезжие, вместе с детьми организовали субботники, своими силами заготавливали брёвна для восстановления святыни и каждый с любовью внёс свою душу в восстановление храма. Самым трепетным и волнительным было таинство крещения, где покрестили в реке ребятишек и взрослых, воссоединившись с Богом, жизнь преобрела новые смыслы. Был отмечен 180 летний юбилей, где было более 300 человек, которые приехали на праздник, после литургии, все отпраздновали за широкими столами, с угощениями, артисты подарили яркие номера. Поступают запросы из разных окраин Забайкалья на то, чтобы принять участие в таинстве крещения как взрослым, так и детям. Но пока возникают трудности, так как храм полностью не восстановлен, нужны купола, детская площадка, озеленение и благоустройство территории возле реки для крещения, чтобы было безопасно, эстетично и комфортно. Если есть запросы и люди осознанно желают воссоединиться с Богом именно в этом храме, то мы готовы создать все условия, чтобы больше детей и их родителей приобщались к церковной жизни. Планируем проводить престольные праздники, облагоустроить территорию, высадить ели, поставить купола, созданные руками земляка, проводить таинство крещения, вместе сохранять православные традиции, чтить память погибших на СВО, молиться и верить в светлое будущее с Божьей помощью.
Обоснование социальной значимости проекта
"В храм как на праздник". Звучит дико, но некоторые верующие родители будят детей в храм криками, обвинениями. Угрожают детям: не пойдешь в храм – вырублю Wi-Fi/не пущу ночевать к подружке/не дам денег и т. п. Вообще, позволяют себе говорить о вере, о Церкви в раздражении, даже в ярости и в настоящей злобе. Наверное, это основной антирецепт религиозного воспитания. И это отлично работающий антирецепт. Помимо этой абсурдной попытки сделать детей христианами, нарушая основные христианские заповеди, есть и такой момент. На что мы работаем? На ближайшую перспективу (сегодня, 14 октября, привести Васю в храм к Проскомидии) или долгосрочную (отношения с Васей в ближайшие 10–20 лет; создание условий, которые помогут ребенку захотеть «присягнуть на верность Спасителю» или хотя бы принять христианскую культуру как ценность)? Чтобы наши дети хотели приходить в храм (снова говорим не про веру, а просто про посещение храма), важным запустить «радостные» ассоциации. Не путать это с «платой за посещение храма»: пойдешь в храм – куплю телефон/поедешь в любимый лагерь/дам 1000 рублей. Такие «пряники» немногим лучше «кнутов», ведь так родители внушают детям: храм нужен мне, а не тебе; пойти в храм – сделать одолжение маме или папе; посещение службы – способ что-то получить от родителей, хотя бы и просто похвалу. Положительные ассоциации – это другое. Это – сделать посещение храма особенным событием, праздником. Например, когда дети маленькие, надевать им в храм что-то особенно нарядное. Покупать что-то специально «для храма». Брать с собой перекусить после службы что-то вкусное. Если живем на окраине – ездить в храм в центр, после службы гулять, ходить в кафе, в гости. Или ездить на службу в интересные, важные для детей места – в монастыри, например, в красивые соборы. Бывать в храме, в который приходят наши друзья, знакомые, особенно здорово – наши друзья с детьми, ровесниками наших детей. Если есть активная и здоровая приходская жизнь, общение после богослужения, со временем у наших детей могут появиться друзья среди прихожан. Сформируется круг общения, близкий и родной для наших взрослых детей. Это такая радость, когда тебе 17, и в храме вместе с тобой молятся твои друзья, и все вокруг – знакомые и дорогие!.. Так или иначе, но хорошо бы, чтобы по воскресеньям, по праздникам, у нас бывало что-то особенное, что-то необычное – не будничное, то, чему бывают рады наши дети, именно наши. Тогда и для маленьких, и для взрослых детей поездка в храм будет в любом случае чем-то положительным, ожидаемым, праздничным. Потому, мы должны создать условия, чтобы дети сами просились у родителей в хам и ребёнок должен почувствовать себя винтиком и считать нужным, принимая участие в церковной жизни.