Приоритетное направлениеСоциальное обслуживание, поддержка и защита отдельных категорий граждан
Номинация конкурсадеятельность, направленная на приобретение людьми старшего поколения, людьми с ограниченными возможностями здоровья навыков, соответствующих современному уровню технологического развития и социальным изменениям
Проект "Творческая КОЛЛАБоратория "Обретая крылья!"- комплекс образовательных мероприятий, направленных на помощь в социализации и более успешной абилитации детей с ОВЗ, детей - инвалидов, в том числе с расстройствами аутистического спектра через занятия креативными искусствами. по адаптированной специалистами программе. В период реализации проекта (01.09.2024 – 31.08.2025) целевой группой выступят 16 детей и подростков данной категории. В рамках проекта для ЦА планируется проведение образовательного курса по 4 направлениям на базе Школы креативных индустрий преподавателями Школы: "Анимация и 3D графика". "Современная и электронная музыка и звукорежиссура", "Фото и Видео производство" и "Дизайн". Для участников проекта всего будут проведены: 96 обучающих занятий, не менее 11 (одиннадцати) социальных активностей разного формата - экскурсии, участие в социально-значимых творческих мероприятиях города. Для участия в проекте дети будут разделены на две малые группы. Набор в группы будет проводится совместно со специалистами - дефектологами и психологами из числа организаций-партнёров проекта, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов. С учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка и его желанием и интересом к креативным искусствам. Для обеспечения инклюзивного компонента дети будут заниматься совместно со здоровыми учениками ШКИ, но по адаптированной совместно со специалистами ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир», программе, Группы приступят к занятиям параллельно и за весь цикл проекта последовательно освоят все четыре направления креативных искусств. Длительность каждого курса составит 2 месяца ( 24 теоретических и практических занятия, два раза в неделю). занятия будут проводиться в присутствии одного из родителей ребенка, для обеспечения эмоционального и психологического комфорта детей в целом и особенно для детей с РАС. Первые занятия каждого нового направления будут проходить в сопровождении педагога-дефектолога (психолога). Далее по мере необходимости. Кроме этого до начала и вне проекта, в августе, специалисты НФ "Психолог" (имеет образовательную лицензию) проведут для преподавателей курсы повышения квалификации для усиления профессиональных компетенций и получения необходимиых знаний и навыков специфики обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Инструментом социалиации являются этапы проекта, включающие в себя формирование взаимодействия с сотрудниками центров для лиц ОВЗ Забайкалья при комплектования учебных групп; овладение прикладными навыками специальностей по студиям ШКИ. Проект уникален тем, что базой его реализации является площадка ШКИ, с предоставлением высокопрофессионального, дорогостоящего, оборудования. Расходные материалы, запрашиваемые для реализации календарного плана проекта, будут использованы для изготовления творческих продуктов, которые участники проекта смогут реализовывать (монетизировать), а полученные средства использовать для пролонгации проекта, делая его самостоятельным. Уникальная ресурсная база и материальное оснащение школы, профессиональный педагогический состав поможет участникам создавать проекты самого высокого уровня и качества: в здании школы оборудованы компьютерные классы, фото студия, класс для работы со звуком и музыкой, многофункциональный модуль цифрового производства. Для такой сложной целевой аудитории получение навыков, а в для некоторых, возможно, современной профессии - это Обретение крыльев, дающих возможность для новой, творческой, полноценной жизни. В качестве партнеров проекта выступают ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир» обладающий опытом работы в области дополнительного образования детей с ОВЗ, все сотрудники которого имеют специальное дефектологическое образование и умеют разрабатывать адаптированные образовательные программы, НФ "Психолог" ( ранее психологический центр "Девять сил"), специалисты которого будут обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение учащихся в течении всего периода реализации проекта, необходимую методическую и консультационную, информационную поддержку окажут и специалисты РО ВОРДИ Забайкальского края и ЗРО ОООИ "ВОГ" Забайкалья. Клуб "Второе дыхание готов оказать информационную и методическую помощь. "ГПОУ «Забайкальское краевое училище культуры» предоставит материально-техническую базу ШКИ для проведения образовательного процесса. Радио «Маяк» Чита - главная разговорная станция страны и Забайкальского края - готова оказать всестороннее информационное сопровождение в течении всего периода реализации проекта. Так же необходимую информационную и иную административную поддержку окажут Министерство культуры и Министерство образования края. Мы хотим привлечь внимание к проблеме развития детей-инвалидов в крае и городе , замотивировать общественные и образовательные организации к внедрению схожих инклюзивных идей социальной адаптации.
Обоснование социальной значимости проекта
По данным ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Забайкальскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 1 января 2024 г. численность инвалидов в Забайкальском крае составляет 73 866 чел. из них детей-инвалидов - 5 443 чел. (7,3%). За последние годы отмечена тенденция к увеличению числа детей-инвалидов. Причем наиболее многочисленную группу составляют дети с ограничениями способности двигаться (35,6 %), способности адекватно вести себя (33,8 %), общаться с окружающими (19,4 %), ухаживать за собой (5,6 %), действовать руками (2,6 %), владеть телом (3,1 %), (см. файл презентации "Основные показатели деятельности учреждения за период 2021-2023 г. или по ссылке ниже https://75.gbmse.ru/resources/upload/site_75/%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8_%D0%B7%D0%B0_2023_%D0%B3..pdf Со слов (в телефонной беседе) управляющего Социального Фонда России по Забайкальскому краю, Натальи Николаевны Черняевой, на 1 мая 2024г., 1817 детей, проживают непосредственно в городе Чите, что составляет 33% от общего числа детей-инвалидов в крае. Когда речь заходит о людях с ограниченными возможностями, далеко не каждый педагог готов взяться за непростой труд работы с особенным человеком, и причиной этому становится страх и непонимание, как работать с необычным учеником, что ему под силу и с какими трудностями придется столкнуться. Несмотря на то, что школы в рамках программы «Доступная среда» создают без барьерную среду и оптимальные условия для обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов, проблемы их социальной адаптации, коммуникации, развития остаются и требуют дополнительных мер решения. Об этом говорят и специалисты на разных уровнях, например, министр культуры РФ Ольга Любимова, говорит о том, что : "Инклюзивные творческие лаборатории... ... должны развить креативную индустрию в стране, работать и творить в которой станут все, невзирая на ограничения, накладываемые состоянием здоровья".(Статья на сайте газеты «Культура». ; см. файл "Ссылки на пресс-релизы..."); «Инклюзивная творческая лаборатория должна стать площадкой не только для общения, но и для приобретения новых творческих навыков для людей с инвалидностью. Это позволит им в дальнейшем открыть свое дело и внести экономический вклад в общество» - считает Елена Пахомова, ректор РГСАИ, руководитель проектного офиса ИТЛ. (портал Культура.РФ "Инклюзивные творческие лаборатории России: креативные занятия для людей с инвалидностью по всей стране" ; см. файл "Ссылки на пресс-релизы..."). Летом 2024 г. семьям с детьми-инвалидами, подопечным центра дневной занятости для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Лиловый дом», были предложены пробные занятия на базе ШКИ города. На занятия пришли 13 детей от10 до 16 лет вместе с родителями. Как показал этот опыт - интерес к творческим видам деятельности у детей высок. Родители отмечали, что после групповых занятий, появилось желание заниматься музыкой, было интересно взаимодействовать в коллективе, после занятий по графическому дизайну кто-то просто "захотел создать свой шедевр". Это был уникальный опыт работы. Радость, которая возникает, когда видишь, как раскрывается человек и как творчество помогает ему забыть про свой недуг, послужили причиной создания проекта.( видеосюжеты и статья телекомпании "Забайкалье"; см. файл "Ссылки на пресс-релизы..."). Пробный месяц дал нам возможность проанализировать и выявить недостающие компоненты образовательного процесса. и дополнить список необходимого оборудования, учитывая особенности детей. "Творческая КОЛЛАБоратория "Обретая крылья!" - это уникальный проект, не имеет аналогов в регионе. ОН открывает новые возможности социализации детей через профессионализацию в сфере креативных индустрий. Обучение даст возможность попробовать себя в различных направлениях креативных индустрий и овладеть навыками для развития личности и творческих способностей. Этот проект призван не только создать условия для реализации инициатив в сфере креативных индустрий и творчества, но и повысить уровень эстетического, позитивного сознания у детей и подростков для детей с ОВЗ, детей-инвалидов и их родителей. Актуальность проекта обусловлена тем, что в городе Чите (и в целом по Забайкальскому краю) работа с данной категорией, в основном, ведется в части организации культурного досуга, помощи в адаптированном общеобразовательном и лечебном процессах ребенка. Занятия творчеством, в основном, сводятся к кружковой работе, а креативные индустрии не рассматриваются как будущая возможная сфера профессиональной деятельности детей.