http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink

Современная инклюзия. Инновации в организации обучения и перемен.

победитель конкурса 67,75
Приоритетное направление Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства
Номинация конкурса социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

Краткое описание проекта

Продолжительность проекта - 12 месяцев (сентябрь 2024 — июнь 2025 гг.). АНО помощи людям с РАС «Мой новый мир» с 2022 г. сотрудничает с Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа No 6». В партнёрстве АНО помощи людям с РАС «Мой новый мир» и МБОУ «СОШ № 6» создан ресурсный класс на базе общеобразовательного учреждения. В школе в настоящее время обучается 1170 учеников, из них более 52 % относятся к семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, семьям с детьми инвалидами, многодетным семьям и т.д. Категории семей в 2023-2024 гг.: дети из неполных семей – 213 чел., дети из неблагополучных семей – 11 чел., дети из малообеспеченных семей -11 чел., обучающиеся , состоящие на внутришкольном учёте – 6 чел., многодетные семьи - 43, дети с ОВЗ – 45 чел., дети- инвалиды – 41 чел., опекаемые дети – 21 чел., семьи участников СВО – 91 чел. Дети- инвалиды есть в семьях с различным социальным статусом. В данном случае, создание дружелюбной образовательной среды позволит включить в проект детей из семей с разным социальным статусом.
Поэтому, наш проект ориентирован на создание современной образовательной среды абсолютно для всех детей, так как дружелюбная образовательная среда включает в себя формирование инклюзивного пространства для детей с ОВЗ. Наш проект направлен на создание инклюзивного пространства, где есть место всем и каждый может быть успешен.
Проект направлен на создание инклюзивной среды посредством применения современного интерактивного оборудования, а также детально проработанных и запланированных перемен, уроков и других мероприятий. Необходимо обучать детей с РАС и одновременно корректировать их поведение, при этом выстраивать урок, перемену или другое занятие определенным образом, чтобы была возможность всем детям без исключения проявить себя. Мастерская анимации позволяет одновременно проводить урок для 6-10 детей, это уже групповой формат работы. Для развития социальных навыков необходимы групповые занятия. В данном случае обучение будет контролируемое, направленное на развитие коммуникативных и социальных навыков детей с РАС, а также формирование положительного представления о детях с ОВЗ у нейротипичных сверстников.
Проект направлен на формирование инклюзивного пространства, так как поведение детей с РАС может очень сильно отличаться от поведения сверстников. Инклюзия - это когда не происходит отделения детей с РАС от остального детского коллектива, и они становятся его частью. Для этого необходимо погружение детей с РАС в детские коллективы нейротипичных сверстников. Одних уроков доброты и совместных уроков недостаточно. Для организации общения, проводятся инклюзивные перемены, совместные внеклассные и внешкольные мероприятия, игровые соревнования.
Основная проблема в том, что нейротипичные сверстники и дети с РАС имеют очень часто слишком разный уровень развития навыков общения и социального взаимодействия. Подготовка к совместной деятельности должна быть очень серьёзной, так как очень сложно найти игры, которые интересны всем детям и чем старше становятся дети, тем больше заметна разница между детьми с РАС и нейротипичными детьми. Поэтому очень важно начинать такие мероприятия в начальной школе, так как чем взрослее дети, тем сложнее найти точки пересечения интересов детей с ОВЗ и детей общеобразовательных классов.
Этапы реализации проекта. В проекте примут участие: 10 детей с РАС и 120 учеников общеобразовательных классов начальной школы, а также 20 родителей детей с РАС, 20 педагогов общеобразовательных школ, 4 педагога ресурсного класса.
1. Подготовительный этап. Приобретение оборудования: студия анимации и коммуникативные планшеты с ПО "АЛПЭКС Коммуникатор". Обучение педагогов ресурсного класса работе с новым оборудованием. Разработка конспектов и программ по инклюзивным урокам, инклюзивным мероприятиям и коррекционно-развивающим занятиям.
2. Проведение инклюзивных мероприятий, уроков и коррекционно-развивающих занятий с применением современной мастерской анимации.
3. Анализ результатов реализации проекта ,повторный анонимный опрос нейротипичных сверстников, участвующих в проекте.

Обоснование социальной значимости проекта

В настоящее время число обучающихся детей с детей с РАС (ОВЗ) ежегодно увеличивается. Дети с РАС, обучающиеся в школе, чаще всего имеют инвалидность и практически всегда имеют статус ОВЗ. Основные проявления РАС: нарушения в области социального взаимодействия; коммуникации (аномалии в общении); ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение. Таким детям необходима адаптированная общеобразовательная программа и специальные условия, которые помогут им адаптироваться в школе. Специальные условия включают не только освоение академических навыков, но и обучение общению в группе сверстников, соблюдению социальных правил и работу с поведением, которое мешает ребёнку с РАС влиться в среду сверстников. Вследствие этого дети с РАС испытывают огромные сложности при взаимодействии в образовательных учреждениях с нейротипичными сверстниками. Таким детям нужна помощь не только со стороны взрослых, но и со стороны сверстников. Дети с РАС и нейротипичные дети могут вместе проводить время и обучаться в общеобразовательных школах и детских садах.
Практически во всех школах есть дети с ОВЗ, которые находятся на индивидуальном обучении. Как показало проведенное исследование, такой формат взаимодействия является неэффективным по многим причинам.
Одна из таких причин, заключается в том что в общеобразовательных школах чаще всего дети с РАС находятся на индивидуальном обучении (посещают совместно со сверстниками ИЗО, технологию, физкультуру), совместных перемен (инклюзивных) чаще всего нет, по причине того, что дети с РАС приходят в школу по индивидуальному графику или на отдельно взятые уроки. Совместное проведение инклюзивных перемен в школах не планируется. Как показало исследование, многие сверстники просто не знают, как общаться с одноклассником с РАС, или делают попытки, но обучающийся с РАС чаще всего не может ответить сверстнику или начать общение, поэтому развитие дружеского общения не получается.
Для подтверждения существующей проблемы во взаимодействии детей с РАС и нейротипичных сверстников, было проведено два исследования:
1. Первый опрос - анонимный опрос среди нейротипичных сверстников посредством онлайн опроса.
2. Второй опрос - анонимный опрос среди родителей воспитывающих детей с аутизмом.
По результатам проведенного опроса, можно сделать вывод , что основная масса нейротипичных сверстников знает, кто такие дети с ОВЗ, но при этом утверждает, что практически не встречают их в школе и всего 57 % знают, кто такие дети с РАС. На перемене таких детей можно увидеть ещё реже. На улице сверстники если встречают одноклассника с ОВЗ, 13 % опрошенных делают вид, что его не знают, 37 % опрошенных здороваются, 4 % детей прекратили попытки начать общение со сверстниками с ОВЗ, так как они не делают попытки вступить в коммуникацию.
Также выявлено, что 24 % опрошенных не играют в игры со сверстниками на переменах, не играют не с кем. Отметим, что 3 % опрошенных специально не играют с ребенком с ОВЗ, 24 % опрошенных считают таких детей странными и не рассматривают как друга по игре, 18 % выбрали ответ «Я играю».
Анализ ответов родителей и нейротипичных сверстников, показал, что основные причины проблем общения между обучающимися:
- отсутствие площадки для совместного общения вне уроков (не посещают перемены и внеклассные мероприятия).
- отсутствие знаний у сверстников как общаться с детьми с ОВЗ (считают их странными и неинтересными, пытаются играть и общаться как со сверстниками);
- слабые навыки общения у детей с РАС со сверстниками (не поддерживают разговор, могут не здороваться, нестандартные реакции на ситуации).
- ребёнок с РАС без помощи взрослого не может взаимодействовать.
Для этого требуется отдельное обучение ребёнка с РАС. Как правило, во время уроков дети не имеют возможности общаться друг с другом, общение у детей чаще всего происходит на переменах. В случае детей с РАС они не посещают перемены со сверстниками, в тех редких случаях, когда они находятся во внеурочной деятельности в среде сверстников, они не могут влиться в игровой процесс или принять участие в беседе.
Детей с РАС без подготовки невозможно включить в среду сверстников, слишком неопределенные (незапланированные) действия их пугают. Наш проект направлен на организацию инклюзивной контролируемой среды, на начальных этапах. Отметим, что в г. Чита есть Центр дневного пребывания Лиловый дом для детей с ОВЗ. Наш проект направлен на создание инклюзивного пространства, где есть место всем и каждый может быть успешен. Всё больше и больше детей с РАС приходят в школы, г. Чита не исключение.
Для обучения таких детей необходимы специальные образовательные условия и инклюзивная среда. При этом инклюзивное пространство не формируется само по себе. Для организации инклюзивного пространства, нужен общий знаменатель, то где абсолютно все дети будут успешны и всем будет интересно.