Школа первоклассника
Приоритетное направление
Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства
Номинация конкурса
социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья
Краткое описание проекта
Реализация проекта в 2022-2023 гг. позволила сформировать необходимую материальную базу. В распоряжении команды проекта имеются: современный диагностический инструментарий для обследования детей на ПМПК, оборудованные кабинеты для проведения курсов по подготовке к школе (столы, стулья, школьные доски, дидактический инструментарий), тренинговая для проведения занятий с родителями. В рамках данного проекта необходимо оборудовать кабинет психолога для оказания индивидуальной психологической помощи родителям.
К реализации проекта будут привлечены специалисты Центра «ДАР». У коллектива центра имеется достаточный опыт в реализации проектов для детей с ОВЗ и инвалидностью, отработанны технологии и методы психолого-педагогической помощи данной категории детей. А так же имеется опыт в реализации проекта по подготовке к школе детей с ОВЗ в 2022-2023 учебном году.
Команда проекта представлена высокопрофессиональными педагогами в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики, более подробная информация в разделе «Команда проекта». Кроме того для выполнения отдельных мероприятий будут привлекаться специалисты центральной и территориальных ПМПК, другие специалисты Центра «ДАР».
Базой реализации проекта являются: Центр «ДАР» (обследование детей на ПМПК, подготовка максимально детализированных рекомендаций по подготовке к школе и школьному обучению, проведение курсов по подготовке к школе, обучающие мероприятии для родителей, консультативная и психологическая помощь), территориальные ПМПК в районах края: Газимуро-Заводский, Сретенский, Могочинский, Ононский, Чернышевский, Каларский, Борзинский, Красночикойский, Агинский, Краснокаменский, Дульдургинский (обследование детей на ПМПК, подготовка максимально детализированных рекомендаций по подготовке к школе и школьному обучению, консультативная помощь родителям).
Для своевременного выявления детей с ментальными особенностями старшего дошкольного возраста, проживающих в районах края, будет организовано сотрудничество с консилиумами ДОУ края (консультативная помощь специалистам ДОУ по вопросам выявления, сопровождения и подготовки детей с ментальными нарушениями к школе). Информирование о графике обследования детей будет направлено в комитеты образования районов. Обследование детей, проживающих в районах края, будет осуществляться в течение всего проекта.
С детьми, проживающими в г. Чите будет организована следующая работа. Первичное обследование на ПМПК – сентябрь 2023. Курсы по подготовке к школе в Центре «ДАР»: с октября 2023 по май 2024. Дети будут распределены на 6 групп по уровню развития с учетом структуры дефекта, предположительно по 2 группы для каждой нозологии: ЗПР, умственная отсталость, РАС; наполняемость групп зависит от степени выраженности дефекта – от 4 до 8 человек. При необходимости дети будут посещать индивидуальные коррекцинно-развивающие занятия у специалистов Центра «ДАР» (дефектологи, логопеды, психологи, сенсорные терапевты, специалисты по АФК). Повторное обследование на ПМПК – июнь 2024.
Консультативная работа с родителями будет обеспечена специалистами ПМПК в течение всего периода реализации специалистами ПМПК в индивидуальной форме по результатам обследования и в групповой по наиболее часто возникающим вопросам; методическая поддержка в виде групповых занятий и психологическая помощь в индивидуальной форме – командой проекта. Более детальная информация представлена в разделе «Календарный план».
В ходе реализации проекта продолжится совершенствование процедуры обследование детей старшего дошкольного возраста на ПМПК. Существуют сложности с определением уровня интеллекта у детей с РАС. Так же продолжится работа по детализации рекомендаций по организации подготовки к школе и школьному обучению, максимально понятные для педагогов ДОУ и школ; совершенствование программы курсов по подготовке к школе.
К реализации проекта будут привлечены специалисты Центра «ДАР». У коллектива центра имеется достаточный опыт в реализации проектов для детей с ОВЗ и инвалидностью, отработанны технологии и методы психолого-педагогической помощи данной категории детей. А так же имеется опыт в реализации проекта по подготовке к школе детей с ОВЗ в 2022-2023 учебном году.
Команда проекта представлена высокопрофессиональными педагогами в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики, более подробная информация в разделе «Команда проекта». Кроме того для выполнения отдельных мероприятий будут привлекаться специалисты центральной и территориальных ПМПК, другие специалисты Центра «ДАР».
Базой реализации проекта являются: Центр «ДАР» (обследование детей на ПМПК, подготовка максимально детализированных рекомендаций по подготовке к школе и школьному обучению, проведение курсов по подготовке к школе, обучающие мероприятии для родителей, консультативная и психологическая помощь), территориальные ПМПК в районах края: Газимуро-Заводский, Сретенский, Могочинский, Ононский, Чернышевский, Каларский, Борзинский, Красночикойский, Агинский, Краснокаменский, Дульдургинский (обследование детей на ПМПК, подготовка максимально детализированных рекомендаций по подготовке к школе и школьному обучению, консультативная помощь родителям).
Для своевременного выявления детей с ментальными особенностями старшего дошкольного возраста, проживающих в районах края, будет организовано сотрудничество с консилиумами ДОУ края (консультативная помощь специалистам ДОУ по вопросам выявления, сопровождения и подготовки детей с ментальными нарушениями к школе). Информирование о графике обследования детей будет направлено в комитеты образования районов. Обследование детей, проживающих в районах края, будет осуществляться в течение всего проекта.
С детьми, проживающими в г. Чите будет организована следующая работа. Первичное обследование на ПМПК – сентябрь 2023. Курсы по подготовке к школе в Центре «ДАР»: с октября 2023 по май 2024. Дети будут распределены на 6 групп по уровню развития с учетом структуры дефекта, предположительно по 2 группы для каждой нозологии: ЗПР, умственная отсталость, РАС; наполняемость групп зависит от степени выраженности дефекта – от 4 до 8 человек. При необходимости дети будут посещать индивидуальные коррекцинно-развивающие занятия у специалистов Центра «ДАР» (дефектологи, логопеды, психологи, сенсорные терапевты, специалисты по АФК). Повторное обследование на ПМПК – июнь 2024.
Консультативная работа с родителями будет обеспечена специалистами ПМПК в течение всего периода реализации специалистами ПМПК в индивидуальной форме по результатам обследования и в групповой по наиболее часто возникающим вопросам; методическая поддержка в виде групповых занятий и психологическая помощь в индивидуальной форме – командой проекта. Более детальная информация представлена в разделе «Календарный план».
В ходе реализации проекта продолжится совершенствование процедуры обследование детей старшего дошкольного возраста на ПМПК. Существуют сложности с определением уровня интеллекта у детей с РАС. Так же продолжится работа по детализации рекомендаций по организации подготовки к школе и школьному обучению, максимально понятные для педагогов ДОУ и школ; совершенствование программы курсов по подготовке к школе.
Обоснование социальной значимости проекта
По статистике Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) выявлено детей старшего дошкольного возраста с ментальными особенностями в 2020 г. – 200 человек, в 2021 г. – 260, в 2021 г. – 282, из них 25% – дети с РАС. ДОУ посещают 68%, коррекционную помощь получают 31%.
Таким образом, менее половины детей получают необходимую помощь в период дошкольного детства. Неготовность к школе является одной из причин организации обучения детей в индивидуальной форме. В 2022-2023 гг. обучение в индивидуальной форме было организовано для 51% детей с ОВЗ и инвалидностью, из них на дому - 44%, в семейной форме - 6%. Как следствие – ограниченность социальных контактов.
Обучение в групповой форме организовано для детей со сформированными навыками учебного поведения: в ресурсных классах (12%), коррекционных школах (10%), в форме частичной инклюзии (28%). Обучение совместно со сверстниками дает возможности более успешной адаптации к школьному обучению и взрослой жизни. Таким образом, от качественной подготовки детей целевой группы к школьному обучению, зависит общая социальная успешность людей с ментальными особенностями.
В настоящее время АНО «Территория развития» объединяет специалистов из сфер здравоохранения, социальной защиты и образования Забайкальского края, работающих с проблемным детством. Является пространством апробации новых технологий работы и вариантов взаимодействия учреждений с целью оказания тех услуг, которые не предоставляются детям с особенностями в развитии и членам их семей в силу не высокой мобильности государственных и муниципальных учреждений, отсутствия государственного задания по данному виду услуг.
В числе реализуемых в 2022-2023 гг. АНО «Территория развития» проектов был и социально-значимый проекта «Школа первоклассника», проект реализовывался по одобрению губернатора Забайкальского края (в июне 2022 г. руководитель проекта презентовала его на собеседовании в Администрации края). База реализации – ГУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «ДАР» Забайкальского края» (Центр «ДАР»). Основные результаты реализации: более 250 детей дошкольного возраста с ментальными особенностями прошли обследование на ПМПК и получили рекомендации по подготовке к школе, из них 59 – посещали курсы по подготовке к школе; по результатам повторного обследования детям рекомендованы адаптированные образовательные программы начальной уровня школьного образования, детально прописаны специальные образовательные условия, родители всех участвующих в проекте детей получили консультативную помощь, посещали обучающие семинары. Более подробная информация в разделе «О проекте», подразделе «7.1 Документы, подтверждающие актуальность проекта».
Актуальность и востребованность проекта среди родителей особых детей подтверждают результаты конкурса лучших региональных практик СОР НКО в сфере помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства18+ и их семьям – наш проект занял 3 место в номинации «Лучшая региональная практика НКО в сфере обучения и дополнительного образования детей с ОВЗ и инвалидность». Как отмечает руководитель РО ВОРДИ Забайкальского края Яцук Мария Анатольевна: «У проектов победителей конкурса была очень высокая конкуренция, места распределись преимуществом в несколько сотых баллов» https://vk.com/public220451500?w=wall-220451500_101_r103. Диплом за 3 место в конкурсе приложен в разделе «О проекте», подразделе «7.1 Документы, подтверждающие актуальность проекта».
Команда проекта совместно с Фондом развития Забайкальского края широко освещала мероприятия проекта в СМИ (ссылки на материалы представлены в разделе «Организация заявитель», подразделе «27. Наличие материалов о деятельности организации в СМИ».
Таким образом, менее половины детей получают необходимую помощь в период дошкольного детства. Неготовность к школе является одной из причин организации обучения детей в индивидуальной форме. В 2022-2023 гг. обучение в индивидуальной форме было организовано для 51% детей с ОВЗ и инвалидностью, из них на дому - 44%, в семейной форме - 6%. Как следствие – ограниченность социальных контактов.
Обучение в групповой форме организовано для детей со сформированными навыками учебного поведения: в ресурсных классах (12%), коррекционных школах (10%), в форме частичной инклюзии (28%). Обучение совместно со сверстниками дает возможности более успешной адаптации к школьному обучению и взрослой жизни. Таким образом, от качественной подготовки детей целевой группы к школьному обучению, зависит общая социальная успешность людей с ментальными особенностями.
В настоящее время АНО «Территория развития» объединяет специалистов из сфер здравоохранения, социальной защиты и образования Забайкальского края, работающих с проблемным детством. Является пространством апробации новых технологий работы и вариантов взаимодействия учреждений с целью оказания тех услуг, которые не предоставляются детям с особенностями в развитии и членам их семей в силу не высокой мобильности государственных и муниципальных учреждений, отсутствия государственного задания по данному виду услуг.
В числе реализуемых в 2022-2023 гг. АНО «Территория развития» проектов был и социально-значимый проекта «Школа первоклассника», проект реализовывался по одобрению губернатора Забайкальского края (в июне 2022 г. руководитель проекта презентовала его на собеседовании в Администрации края). База реализации – ГУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «ДАР» Забайкальского края» (Центр «ДАР»). Основные результаты реализации: более 250 детей дошкольного возраста с ментальными особенностями прошли обследование на ПМПК и получили рекомендации по подготовке к школе, из них 59 – посещали курсы по подготовке к школе; по результатам повторного обследования детям рекомендованы адаптированные образовательные программы начальной уровня школьного образования, детально прописаны специальные образовательные условия, родители всех участвующих в проекте детей получили консультативную помощь, посещали обучающие семинары. Более подробная информация в разделе «О проекте», подразделе «7.1 Документы, подтверждающие актуальность проекта».
Актуальность и востребованность проекта среди родителей особых детей подтверждают результаты конкурса лучших региональных практик СОР НКО в сфере помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства18+ и их семьям – наш проект занял 3 место в номинации «Лучшая региональная практика НКО в сфере обучения и дополнительного образования детей с ОВЗ и инвалидность». Как отмечает руководитель РО ВОРДИ Забайкальского края Яцук Мария Анатольевна: «У проектов победителей конкурса была очень высокая конкуренция, места распределись преимуществом в несколько сотых баллов» https://vk.com/public220451500?w=wall-220451500_101_r103. Диплом за 3 место в конкурсе приложен в разделе «О проекте», подразделе «7.1 Документы, подтверждающие актуальность проекта».
Команда проекта совместно с Фондом развития Забайкальского края широко освещала мероприятия проекта в СМИ (ссылки на материалы представлены в разделе «Организация заявитель», подразделе «27. Наличие материалов о деятельности организации в СМИ».