Социальный проект «Дети. Археология. Кино» направлен на повышение у обучающихся 6-7 классов школ Забайкальского края интереса к изучению культурного наследия региона. Основываясь на нашем опыте реализации социальных проектов по популяризации культурного наследия Забайкальского края, были разработаны оригинальные мероприятия, которые повысят уровень знаний учащихся по истории края, вовлекут их в исследовательскую деятельность по краеведению через участие в археологических экспедициях и создание экранных работ (короткометражные фильмы, анимация, клипы и т.п.), а также позволят целевой аудитории влиться в сферу образовательного туризма. Для достижения поставленных цели и задач подобрана компетентная команда, имеющая опыт в реализации социальных проектов, а также заключены партнерские соглашения с представителями органов власти, бизнеса, общественными и государственными организациями.
Обоснование социальной значимости проекта
Для Забайкальского края характерна проблема снижения у обучающихся 6-7 классов интереса к изучению истории края. Наличие данной проблемы подтверждается социологическим исследованием, проведенным нами среди обучающихся 6-7 классов ряда школ края. Для исследования были выбраны следующие общеобразовательные учреждения: ГОУ «Забайкальский краевой лицей-интернат» (г. Чита), МОУ СОШ с. Засопка (Читинский район), МОУ «Холбонская СОШ» (Шилкинский район), МБОУ «Верхнецасучейская СОШ» (Ононский район). Несмотря на то, что анкета дала противоречивые данные по вопросам использования средств и приемов, применяемых учителем на уроках забайкаловедения в разрезе одного класса, исследование выполнило поставленные задачи. Во-первых, мы получили объективные данные о том, нравится ли школьникам изучать историю края на уроках забайкаловедения и, во-вторых, узнали, что, по мнению целевой аудитории, позволит повысить интерес школьников к изучению истории Забайкалья. По данным проведенного опроса, на вопрос «Нравится ли Вам предмет ʺЗабайкаловедениеʺ?» 48 % респондентов ответили «Да», 43 % – «Затрудняюсь ответить» и 9 % – «Нет». На вопрос «По вашему мнению, что нужно сделать, чтобы уроки по «Забайкаловедению» были более интересными?» мы получили следующие результаты: 34 % опрошенных ответили, что необходимо организовывать экскурсии (в музеи, на памятники археологии и т.п.); 30 % хотели, чтобы учитель на уроках демонстрировал интересные презентации; 23 % считают, что нужно показывать больше интересных фильмов по истории Забайкалья. Также поступили и такие предложения: как излагать больше интересных фактов, в том числе и про археологические находки – 15 %, проводить интересные уроки (викторины, интеллектуальные игры и т.п.) – 14 %, принимать участие в экспедициях – 6 %, приглашать на уроки археологов – 3 %. Таким образом, мы видим, что половине школьников нравится изучать историю края на уроках забайкаловедения, тогда как другая половина либо затрудняется ответить на вопрос, либо предмет им не нравится. Если оставить все как есть, и не учитывать пожелания детей, выполнение которых сделали бы уроки интересными, то со временем процент обучающихся, ответивших «Да», будет уменьшаться, а процент, ответивших «Затрудняюсь ответить» и «Нет», увеличиваться. Данная проблема имеет ряд причин, ключевыми из которых являются: 1. Отсутствие дидактической базы по предмету «Забайкаловедение». Данный предмет введен сравнительно недавно, и это, несомненно, важное и полезное нововведение, но, к сожалению, кроме учебника учителю опереться не на что. Мы провели опросы (по телефону, в личных сообщениях в социальных сетях) среди учителей и администрации ряда школ Забайкальского края по поводу наличия дидактической базы по краеведению. У всех опрошенных схожие проблемы: практически невозможно найти информации вне учебника (фотографии археологических памятников и находок с их описанием); многие не знают, где в их районе расположены интересные исторические объекты, не владеют информацией о них. 2. Традиционные способы подачи материала («по старинке»). Во многом данная причина вытекает из первой причины. Для того, чтобы учителю проводить интересные уроки, использовать презентации, фильмы и т.п., нужно где-то взять материал. Конечно же, помимо урочной деятельности, важно проводить и внеурочную. Сюда относятся экскурсии в музеи и на памятники археологии. Если с музеями все ясно, то вот с памятниками дела обстоят сложнее. Необходимо, во-первых, знать, где они находятся и, во-вторых, что про них рассказывать. 3. Низкий уровень исследовательской деятельности школьников по краеведению. В крае проводится мало мероприятий, направленных на вовлечение школьников в исследовательскую деятельность по краеведению, в основном она сводится к организации школьных конференций. Хотя здесь можно задействовать и другие формы, тем самым привлекая не только увлеченных краеведением ребят, но и более широкую аудиторию. Негативными следствиями описанной проблемы для целевой аудитории являются: 1) низкий уровень знаний по региональной истории у школьников; 2) выпадение школьников из исследовательской деятельности по краеведению; 3) выпадение школьников из сферы образовательного туризма. Таким образом, проблема затрагивает обучающихся 6-7 классов школ Забайкальского края. По данным Министерства образования и науки Забайкальского края в 2022-2023 учебном году число обучающихся данных классов составит не меньше 30 000 человек (в настоящий момент, в 2021-2022 учебном году, количество обучающихся 5 и 6 классов составляет 15 183 человек и 15 067 человек соответственно).