http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink

Проект стажировочной площадки для педагогов, реализующих программы духовно-нравственного воспитания современных школьников Основы религиозной культуры...

Приоритетное направление Развитие науки, образования и просвещения
Номинация конкурса продвижение и популяризация науки

Краткое описание проекта

Содержание программы стажировки направлено на освоение педагогами (на функциональном уровне) технологий трансляции механизмов перевода знаний о ценностях в реально действующие мотивы поведения ребенка. Особенность практики воспитания в "АСОШ № 2"– в его комплексном подходе к решению проблемы: идеи классиков педагогической науки и практики (Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, В.В. Давыдов, А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили), с одной стороны, а с другой – компетенций XXI века как новой реальности в образовании: критическое мышление, креативность, эмоциональный интеллект, лидерство.
Стажерам предлагается «не узнать, что-то новенькое», а по новому осмыслить уже «известное» и научиться эффективно использовать его как наиболее адекватного способа достижения цели. Содержание строится по принципу: минимум теории, максимум рефлексируемой практики.
Этапы реализации Программы:
I этап – подготовительный: январь – февраль 2021 года (подготовка материальной базы, разработка материалов, работа с командой проекта);
II этап – внедренческий (март 2021 года):
1 модуль: реализация программы стажировки на базе МОУ «АСОШ № 2» - март 2021 года (погружение в образовательный процесс, изучение лучшего опыта, деятельностное освоение инновационных технологий);
2 модуль: самостоятельная работа в постстажировочный период – май – апрель 2021 года (работа с кейсами, научно методическое сопровождение процесса разработки стажерами собственной методической продукции);
3 модуль: конкурс на лучшую методическую разработку по номинациям - июнь 2021 года (положение о конкурсе, критерии оценки, работа экспертов, подведение итогов);
III этап – рефлексивный: сентябрь - октябрь 2021 года (создание инновационного технологического пакета – методического руководства по духовно-нравственному воспитанию современных школьников).
Ожидаемые результаты:
- для стажеров: функциональный уровень владения инновационными технологиями, обобщенный, отрефлексированный опыт педагогического творчества, завершенные авторские инновационные проекты;
- для организаторов: обобщенный и описанный инновационный опыт, отрефлексированный опыт проведения стажировочных площадок, опыт обобщения и систематизации материалов стажировки, опыт создания технологического пакета и подготовки его к трансляции;
- для органов управления образованием: повышенный уровень профессионализма педагогов, реализующих программы духовно-нравственного воспитания современных школьников, качественный уровень преподавания предметов ОРКСЭ, ОДНКНР, улучшение качества воспитательной работы в школах;
- для методических служб Забайкальского края: наличие апробированной эффективной модели проведения стажировочной площадки для возможного транслирования на инновационные школы Забайкальского края по разным направлениям;
- для гражданского общества (родителей, учащихся) : более высокая вероятность повышения качества образования и воспитания в школах, улучшения устойчивости и стабильности общества и личности.

Обоснование социальной значимости проекта

Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда актуальна, т.к. сущностная природа человека никогда не меняется. Школе приходится прививать ценности добра и справедливости в мире, где есть зло и несправедливость. Актуальность данной проблемы обострена в связи с вызовами XXI века - это искусство манипулирования сознанием масс. Появились технологии («Окно Овертона»), в результате применения которых в общественное сознание можно постепенно внедрить любую, самую чудовищную идею. И задача школы - реально видеть эти вызовы и научиться с ними работать уже сегодня, с тем, чтобы на ранних стадиях своего развития ребенок получил такую «инъекцию» морально-психологического здоровья, которая обеспечит ему устойчивость и безопасность сейчас и в будущем.
Практика показывает, что традиционные методы воспитательного воздействия, основанные на морализаторстве и назидательности, малоэффективны и вредны в отношении современных детей (поколения АЛЬФА). В методической литературе по данному направлению трудно найти эффективные предложения решения проблемы в его современной постановке. Например, в предисловии учебника "Светская этика" (А.Я. Данилюк, 2012) читаем: "светская этика даст знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки....". Но между знаниями и поступками - целая пропасть, которую должен заполнить учитель. Проблема в том, что не все учителя видят эту пропасть, и если видят, не знают, что нужно делать, и не у всех, кто взялся за это, получается сразу на самом деле.
Результаты опроса учителей (36 чел), проходивших курсы по ОРКСЭ и ОДНКР на базе Агинского ИПК РСС в мае 2019 года показали, что 87% затрудняются в подборе инновационных способов (технологий, методик, приемов), адекватных целям духовно-нравственного воспитания современных детей, 100% - отметили необходимость организации стажировок на базе школ, где формируются инновационные практики решения этой проблемы. Программа стажировки предлагает деятельностное освоение продуктивных технологий, методов и приемов.
Особую значимость данный проект имеет для самих организаторов как Окружного ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию школьников. Следуя принципам «обучая других, учимся сами! чем больше отдаешь людям, тем больше приобретаешь для себя!", мы надеемся сделать прорыв в совершенствовании своего мастерства в данном направлении. Для реализации этого проекта школа располагает необходимыми ресурсами: цифровыми, кадровыми и научно-методическими.