http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink

Краски моего мира

Приоритетное направление Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства
Номинация конкурса поддержка семей с детьми-инвалидами, родителей с ограниченными возможностями здоровья

Краткое описание проекта

Проект направлен на оказание психолого-педагогической помощи семьям, проживающих в сельской местности Муниципального района «Агинский район», воспитывающих детей 3-4 лет.
По данным ТПМПК Агинского района наблюдается увеличение количества детей имеющих статус ОВЗ на уровне начального общего образования. На наш взгляд на данную проблему влияет ряд факторов:
1. В ДОУ МР «Агинский район» из 12 в 8 имеются ставки педагога психолога, из них на 1 полную ставку работает 1 психолог, на 0,5 ставки работают 2 специалиста, 5 педагогов-психологов работают на 0,25ст., и в связи с этим не в полном объеме проводится психологическая диагностика на выявление уровня актуального развития ребенка.
2. Ввиду удаленности сельских поселений от окружающего центра и нехватки объектов социальной инфраструктуры, жители села не всегда могут получить квалифицированную помощь специалистов.
Таким образом, уровень психического развития пришедшего в школу ребенка зависит от качества предшествующего обучения и воспитания.
Вовремя оказанная психолого-педагогическая диагностика детей 3-4 лет является действенным методом для предупреждения развития нарушений среди детей будущих учеников средней общеобразовательной школы.
В рамках проекта для семей, воспитывающих детей 3-4 лет, проживающих в сельской местности МР «Агинский район» будет организована психолого-педагогическая диагностика. С детьми будут работать педагог-психолог, логопед, дефектолог. Специалисты проведут индивидуальные психолого-педагогическую диагностику каждого ребенка. За время реализации проекта помощь получат не менее 40 детей и их семей в рамках психолого-педагогической диагностики.
В проекте будет реализовано:
• Проведение углубленной диагностики детей 3-4 лет.
• Консультирование родителей по итогам диагностики
Для семей, которые примут участие в проекте, будет проведена первичная консультация с целью определения уровня когнитивного, двигательного, коммуникативного и социально-эмоционального развития ребенка, его навыков самообслуживания. Далее, по результатам первичной диагностики планируется углубленная психолого-педагогическая диагностика, будут составлены рекомендации родителям для дальнейшего развития и воспитания ребенка. Все это будет способствовать развитию детей, помощи семьям в развитии детей в домашних условиях.
Цель: оказание психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающих детей 3-4 лет, проживающих в сельских поселениях муниципального района «Агинский район» на предмет выявления уровня актуального развития их детей.
Задачи:
1. Организовать ознакомительную онлайн-встречу с родителями, изъявивших желание пройти психолого-педагогическое обследование своих детей
2. Проведение индивидуальной первичной консультации родителей для сбора анамнеза ребенка
3. Психолого-педагогическая диагностика детей 3-4 лет для выявления уровня актуального развития.
4. Подготовить индивидуальные рекомендации для родителей по каждому обследованному ребенку.
5. Провести обучающий семинар

Обоснование социальной значимости проекта

В настоящее время остро стоит вопрос о своевременном выявлении детей с различными патологиями на ранних этапах развития, а именно дошкольного возраста, о своевременном получении ими комплексной помощи, способствующей удовлетворению их особых потребностей. Особенности развития ребенка в раннем возрасте, пластичность центральной нервной системы и способность к компенсации нарушенных функций обуславливают важность ранней комплексной помощи, позволяющей путем целенаправленного воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии. Она возможна лишь при наличии в дошкольных образовательных учреждениях соответствующего материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения.
Таким образом, уровень психического развития пришедшего в школу ребенка с овз зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности первичного нарушения развития, но и от качества предшествующего обучения и воспитания.
С 2015 года действует территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия. Проведя статистический анализ за последние три года, мы отметили, что наблюдается увеличение числа детей со статусом овз на начальной ступени образования. Так, в 2021 году обследовано всего 106 детей, а количество детей с овз на начальной ступени составило 34 ребенка. В 2022 году обследовано 67 детей, и количество детей с овз на начальной ступени составило 17. В 2023 году обследовано всего 160 детей, и количество детей с овз на начальной ступени-53.
К сожалению, в сельских поселениях МР "Агинский район" не во всех дошкольных образовательных учреждениях есть специалисты службы сопровождения в полном объеме, такие как психолог, логопед, дефектолог.

Количество ставок специалистов службы сопровождения в ДОУ МР «Агинский район»
№ п/п МДОУ Педагоги-психологи Учителя-логопеды
1 МДОУ Новоорловский ЦРР детский сад «Аленушка» 1 1,5
2 МДОУ «Орловский детский сад «Солнышко» 0,25 1
3 МБДОУ «Амитхашинский детский сад «Номин» 0,5 1
4 МДОУ «Амитхашинский детский сад «Булаг» 0,5 0.5
5 МДОУ «Урдо-Агинский детский сад «Теремок» - 0,5
6 МДОУ «Сахюртинский детский сад «Чебурашка» - 0,25
7 МДОУ «Хойто-Агинский детский сад «Хараасгай» 0.25 -
8 МДОУ «Цокто-Хангильский детский сад «Солнышко» - -
9 МДОУ «Судунтуйский детский сад «Ургы» 0,25 0,25
10 МДОУ «Гунэйский детский сад «Улаалзай» 0,25 0,65
11 МДОУ «Кункурский детский сад «Баяр» 0.25 0.25
12 МДОУ «Будаланский детский сад «Чебурашка» - 0,5
Итого 3.25 6.4


В условиях сельской местности муниципального района "Агинский район" родители, которые воспитывают детей в возрасте 3-4 лет, сталкиваются с проблемой отсутствия своевременного психолого-педагогического обследования и доступа к консультациям. Удаленность сельских поселений и неразвитая социальная инфраструктура мешают семьям из этих районов получать квалифицированную помощь в окружном центре. Поэтому мы ориентируемся на семьи, проживающие в сельской местности на территории "Агинского района" и воспитывающие детей 3-4лет.
Мы считаем, что уровень психического развития ребенка, поступающего в школу, зависит от качества его предшествующего обучения. Правильно организованное и вовремя начатое воспитание, обучение и развитие ребенка позволят предотвратить и сократить количество детей с ограниченными возможностями здоровья в будущем.