http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink

Пойми меня

победитель конкурса 84,75
Приоритетное направление Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства
Номинация конкурса социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

Краткое описание проекта

Проект " Пойми меня" направлен на продолжение деятельности в г. Краснокаменск и усовершенствование условий для оказания помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства , имеющим ментальные и тяжелые множественные нарушения ,с применением принципов прикладного анализа поведения ( АВА-терапии). В период реализации проекта не менее 20 ребят с инвалидностью, в т.ч имеющих тяжелые множественные и ментальные нарушения,в продолжат регулярно посещать занятия в Центре сопровождаемой дневной занятости для детей и подростков с инвалидностью « Лиловый дом» в г. Краснокаменск . А педагоги Центра " Лиловый дом"г. Краснокаменск пройдут обучение по программе дополнительного образования " Прикладной анализ поведения ",что позволит в условиях Центра " Лиловый дом " Краснокаменск:
- сформировать среду,поддерживающую успешность для ребят, испытывающих трудности с вербальной и невербальной коммуникацией, посредством визуализации каждого из видов занятости, индивидуального подбора и использования средств альтернативной коммуникации ;
- оказывать консультационно-методическую помощь родителям в формировании поддерживающей среды дома и применению средств альтернативной коммуникации с детьми в бытовых рутинах.

В конце 2023 г. по инициативе и в удовлетворение запроса целевой группы, в г. Краснокаменск, в рамках стратегической программы «Сопровождение через всю жизнь» Уполномоченного по правам ребёнка при Президенте РФ создан , и функционирует с начала 2024 года при поддержке гранта Губернатора Забайкальского -Центр сопровождаемой дневной занятости для детей и подростков с инвалидностью « Лиловый дом». Котором регулярно посещают занятия по социальной адаптации не менее 20 ребят с инвалидностью, 90 % из которых имеют тяжелые множественные и метальные нарушения. Для этих ребят и их родителей " Лиловый дом" стал местом ,где не"страшно" и " можно" быть таким как "ты есть", где понятны "личные дефициты" каждого, в них совместно находятся " опорные точки роста"( определяются зоны ближайшего развития каждого) и в понятной и привычной среде, в окружении сверстников , педагогов, ассистентов ,за интересным занятием "стираются" барьеры и границы, и невозможное еще вчера-становится возможным. Здесь три раза в неделю (не менее 3 часов в день)ребята вовлечены в различные виды полезной занятости.Каждый « лиловый» день начинается в ресурсно-коммукативной студии , где собираются все ребята, отрабатывая навыки социального общения,приветствуют друг друга, преподавателей и ассистентов, обсуждают планы и настрой на предстоящий день, с учетом интересов и возможностей распределяются по группам не более 5 человек и преступают к занятиям со динамической сменой деятельности в каждой из 4 студий :
- в творческой студии « Лиловый кот»в различных техниках рисования,аппликации,папье-маше, декупажа, пластелино- и глино-пластики,валяния шерсти,выжиганию по дереву,изготавливают незатейливые игрушки и сувениры ;
-в « Кулинарной школе» осваивают навыки самостоятельного приготовления пищи, самообслуживания, ведения быта;
- в зале адаптивной физической культуры « Йо-жик»тренируют координацию движений, ловкость и скорость выполнения инструкций;
-в музыкально-театральной студии пробуют свои силы в сюжетно-ролевой игре и мелодическом восприятии.
Завершается день так же в ресурсно-коммукативной студии обобщением итогов дня и планированием последующего дня.

Ребята старше 14 лет два раза в месяц осваивают навыки и пробуют свои силы в пекарском и столярном ремесле.

Применение прикладного анализа поведения и средств альтернативной коммуникации позволит закрепить и уже достигнутых и улучшить формируемые у ребят- участников проекта навыков социально-приемлемого поведения, посредством совершенствования навыков коммуникации, работы в группе, самообслуживания,снизить эпизоды проблемного поведения, улучшить взаимодействия между детьми и членами их семей, стабилизировать эмоциональной « климат» в семье.

Для родителей ребят - участников проекта предполагается получение социальной услуги " передышка" ( не более 8 часов в неделю для каждого), на время пребывания ребенка в Центре и соблюдением условия родительского участия в реализации проекта на волонтерских началах в качестве дежурного ассистента-помощника ( не менее 4 часов в неделю). Помимо этого любой из родителей,проживающих в г. Краснокаменск и Краснокаменский район и воспитывающий ребенка-инвалида или инвалида с детства, могут получить необходимую консультационно-правовую и социально-психологическую помощь в Консультационном пункте Службы социального сопровождения семей" Семейная приемная ВОРДИ", действующего на базе Центра" Лиловый дом". Не реже одного раза в квартал на базе Центра " Лиловый дом" Службой " Семейная приемная ВОРДИ" для родителей организуются и проводятся информационно- просветительские мероприятия.

Обоснование социальной значимости проекта

По информации ГУ" Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи " Дар"Забайкальского края" численность детей с установленным статусом " обучающийся с ограниченными возможностями здоровья" в Забайкальском крае составляет около 12 000 чел( в том числе дети- инвалиды). Согласно данным Федеральной службы государственной статистики , размещенной https://rosstat.gov.ru/folder/13964( развернуть " Уровень инвалидизации в РФ", см. таб 1.3) на 31декабря 2023 года в Забайкальском крае проживало 5452 чел.с установленным статусом " ребенок-инвалид"( См. приложение 1 в п. 7.1 заявки, стр. 96 , крайний столбец). По сведениям ФКУ" Главное бюро медико- социальной экспертизы по Забайкальскому краю"за период 2021 - 2023 гг. в Забайкалье отмечается рост уровня первичной инвалидности среди детского населения Забайкальского края,и этот показатель по краю за 2023 г. превышает общероссийский показатель 2022 г.. Только за 2023 г в Забайкалье 712 детям установлена категория «ребенок-инвалид» ,что больше на 10,7% ( на 76 чел). по сравнению с 2022 г.. Из них 60,5 % составляют мальчики – 431 чел., 39,5 % девочки – 281 чел. ,по возрасту преобладают (независимо от пола) инвалиды от 8 до 14 лет – 38,9 % и 9.4 % старше 15 лет. При этом , в структуре первичной инвалидности в Забайкальском крае по классам болезней , в течение трех лет 1 место занимает инвалидность вследствие психических расстройств и расстройств поведения, с удельным весом в 2023 г. – 38,2 %, относительно 2022 г. отмечается рост удельный веса на 3,8 %( см. Прилож. 2 в п 7.1 заявки, стр. 21,22, 23).Таким образом очевидна актуальность формирования специальных условий для социальной адаптации и комплексных подходов в реабилитации детей с инвалидностью.
В г. Краснокаменск и Краснокаменском р-не проживает более 350 детей с инвалидностью.Не смотря на наличие в городе детского сада компенсирующей направленности и коррекционной школы , занятость детей с ментальными и тяжелыми множественными нарушениями в этих учреждениях составляет от 8 до 16 часов, в то время как у их норма типичных сверстников занятость в образовательных учреждениях достигает 30 часов в неделю . Причиной такого положения дефициты обеспечения специальных образовательных условий в соответствии с заключениями ПМПК , необходимых для каждого из обучающихся с ОВЗ и предусматривающих ассистенско-тьюторское сопровождение образовательного процесса , а так же помощь коррекционных педагогов( дефектолога, психолога , логопеда) .Что с одной стороны такое положение обучающихся с ОВЗ обусловлено отсутствием в регионе нормативов финансирования адаптированных образовательных программ по каждой из 9 нозологических групп ( в настоящее время нормативы финансирования образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ не превышают нормативов финансирования основных образовательных программ https://docs.cntd.ru/document/446181742 ), с другой стороны- отсутствием в районах края необходимого количества квалифицированных специалистов, в связи с чем даже при наличии в штатных единиц в образовательном учреждениях они остаются вакантными.Поэтому обучающиеся с ОВЗ и нуждающиеся в спец. образовательных условиях, проживающие в районах Забайкальского края, в подавляющем большинстве образовательные программы осваивают по индивидуальному учебному плану( академич.нагрузка которого гораздо ниже установленной) и изолированно от своего класса . Точно такая же ситуация и в учреждениях доп.образования . В связи с чем ребята , имеющие ментальные и множественные нарушения , ограничены в получении необходимой помощи коррекционных педагогов и ассистенско-тьюторского сопровождения, и как следствие ежедневный круг социальных контактов и коммуникативного опыта с внешним миром ограничен только членами их семьи и педагогами индивидуального обучения,опыт общения и взаимодействия со сверстниками за частую отсутствует вовсе . Для любого человека изолированность от общества и дефицит общения негативно сказывается на его когнитивные функции и эмоционально- волевой сфере, не говоря уже о людях с физическими и ментальными нарушениями.
Организация-заявитель являясь структурным подразделением Регионального отделения Общероссийской организации родителей детей- инвалидов ,все члены и руководители которой являются родителями /опекунами детей- инвалидов и инвалидов с детства,понимая и не понаслышке зная дефициты исполнительных органов и необходимость спец. условий для максимальной соц.адаптации детей, которые растут быстро (а сами родители не молодеют)- со своей стороны проявляя активную родительскую и гражданскую позицию,ратует не только за соблюдение прав и законных интересов, предусмотренных государственными гарантиями,но и вносит собственный вклад для формирования системы комплексного сопровождения детей с инвалидностью и ОВЗ (от рождения длиною в жизнь). Именно поэтому в Забайкалье по сути родительским силами инициирован , создан при грантовой поддержке и тиражируется проект " Лиловый дом".