Центр новых возможностей - Маленькая страна без преград!
Приоритетное направление
Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства
Номинация конкурса
поддержка семей с детьми-инвалидами, родителей с ограниченными возможностями здоровья
Краткое описание проекта
Мы хотим создать Центр дневного пребывания для детей дошкольного возраста (2-8 лет) с инвалидностью, а также с ограниченными возможностями здоровья, чтобы родители и их дети смогли получать раннюю квалифицированную помощь, поддержку, дети развиваться по возрасту, социализироваться, готовиться к посещению детского сада и школы, были охвачены услугами дошкольного образования в одном месте!
Идея создания появилась у команды единомышленников, по запросу от родителей, которые водили и водят детей с ОВЗ и детей с инвалидностью к нам в комбинированные группы в детские сады «Маленькая страна». Специализированных центров для детей-инвалидов дошкольников в городе немного и в них стоит очередь на развивающие занятия. Именно поэтому мы решили специализироваться на детях дошкольниках и создали соответствующую организацию. Для создания Центра у нас есть помещение недалеко от центра города по адресу: г. Чита ул. Недорезова,16, площадью более 400 кв. м, находящееся в аренде у комитета по имуществу администрации г. Читы. Ранее в данном помещении располагался лицензированный частный детский сад «Маленькая страна», директором которого была руководитель проекта. Некоторые помещения требуют переоборудования и ремонта под нужды Центра. Поэтому часть средств гранта мы планируем потратить на ремонт. Нам нужно отремонтировать входную группу, кабинет логопеда, сделать санузел для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, поменять часть окон и заменить линолеум в коридоре и классе Монтессори. Для диагностики и занятий с детьми необходимо приобрести оборудование, в том числе интерактивное.
Работа центра будет осуществляться 6 дней в неделю. Центр ежемесячно будет посещать от 25 до 50 детей. Конечно, в первые месяцы работы достичь большого показателя посещаемости будет сложновато, т.к. потребуется время на работу с семьей. Будет работать постоянно действующая школа для родителей, субботняя школа для пап, группы кратковременного пребывания, группы «Мама и малыш», будут проводиться праздники, спортивные мероприятия, мастер-классы, индивидуальные и групповые занятия с логопедом, дефектологом, психологом. Для популяризации работы центра созданы страницы в социальных сетях: «В контакте» и «Одноклассники», в будущем будет сделан сайт организации (обязательное требование для образовательных организаций).
Будет разработан буклет об услугах центра и памятки для родителей.
Планируем проведение семинара для родителей, в котором примут участие не менее 20 человек. Планируем создать в городе сообщество специалистов для обмена опытом по работе с «особенными с детьми». К сожалению, такого на настоящий момент нет.
Главным результатом проекта станет то, что Центр станет местом «притяжения» для родителей с детьми с инвалидностью и ОВЗ, местом, в котором их будут понимать, оказывать помощь.
Программа деятельности центра будет сформирована с учетом возрастных особенностей детей и специфики их заболевания. Во время реализации Проекта вместе с достижением основных задач будут разрабатываться и внедряться инновационные методики, технологии и подходы психолого-педагогической помощи детям- инвалидам, социальные практики,. повышающие качественный уровень услуг: бесплатные онлайн и офлайн консультации квалифицированных специалистов – врачей, членов РОО «Союз женщин Забайкалья», дефектологов, психологов и логопедов центра.
- Будет создан клуб для родителей детей-инвалидов по вопросам воспитания и развития особого ребенка, школа для родителей. В работе центра мы планируем выпускать брошюры, буклеты, памятки, которые помогут родителям лучше понять своего ребёнка, создать благоприятную обстановку в семье, избежать стрессовых ситуаций.
- Для работы с детьми мы будем использовать следующие методики:
- - Интерактивный стол логопеда, который облегчит процесс обучения детей, вовлекая их в выполнение заданий.
- Интерактивная песочница, которую мы уже используем более 5 лет. Она решает множество образовательных задач, в том числе задачи психокоррекции в работе с детьми с ОВЗ.
- - Песочная терапия - это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно- символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.
- Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и построение взаимодействия через речь с окружающим миром;
- - Музыкотерапия — использование музыки с лечебными целями, чаще всего в сочетании с другими видами психотерапии. Отмечается положительное влияние
Идея создания появилась у команды единомышленников, по запросу от родителей, которые водили и водят детей с ОВЗ и детей с инвалидностью к нам в комбинированные группы в детские сады «Маленькая страна». Специализированных центров для детей-инвалидов дошкольников в городе немного и в них стоит очередь на развивающие занятия. Именно поэтому мы решили специализироваться на детях дошкольниках и создали соответствующую организацию. Для создания Центра у нас есть помещение недалеко от центра города по адресу: г. Чита ул. Недорезова,16, площадью более 400 кв. м, находящееся в аренде у комитета по имуществу администрации г. Читы. Ранее в данном помещении располагался лицензированный частный детский сад «Маленькая страна», директором которого была руководитель проекта. Некоторые помещения требуют переоборудования и ремонта под нужды Центра. Поэтому часть средств гранта мы планируем потратить на ремонт. Нам нужно отремонтировать входную группу, кабинет логопеда, сделать санузел для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, поменять часть окон и заменить линолеум в коридоре и классе Монтессори. Для диагностики и занятий с детьми необходимо приобрести оборудование, в том числе интерактивное.
Работа центра будет осуществляться 6 дней в неделю. Центр ежемесячно будет посещать от 25 до 50 детей. Конечно, в первые месяцы работы достичь большого показателя посещаемости будет сложновато, т.к. потребуется время на работу с семьей. Будет работать постоянно действующая школа для родителей, субботняя школа для пап, группы кратковременного пребывания, группы «Мама и малыш», будут проводиться праздники, спортивные мероприятия, мастер-классы, индивидуальные и групповые занятия с логопедом, дефектологом, психологом. Для популяризации работы центра созданы страницы в социальных сетях: «В контакте» и «Одноклассники», в будущем будет сделан сайт организации (обязательное требование для образовательных организаций).
Будет разработан буклет об услугах центра и памятки для родителей.
Планируем проведение семинара для родителей, в котором примут участие не менее 20 человек. Планируем создать в городе сообщество специалистов для обмена опытом по работе с «особенными с детьми». К сожалению, такого на настоящий момент нет.
Главным результатом проекта станет то, что Центр станет местом «притяжения» для родителей с детьми с инвалидностью и ОВЗ, местом, в котором их будут понимать, оказывать помощь.
Программа деятельности центра будет сформирована с учетом возрастных особенностей детей и специфики их заболевания. Во время реализации Проекта вместе с достижением основных задач будут разрабатываться и внедряться инновационные методики, технологии и подходы психолого-педагогической помощи детям- инвалидам, социальные практики,. повышающие качественный уровень услуг: бесплатные онлайн и офлайн консультации квалифицированных специалистов – врачей, членов РОО «Союз женщин Забайкалья», дефектологов, психологов и логопедов центра.
- Будет создан клуб для родителей детей-инвалидов по вопросам воспитания и развития особого ребенка, школа для родителей. В работе центра мы планируем выпускать брошюры, буклеты, памятки, которые помогут родителям лучше понять своего ребёнка, создать благоприятную обстановку в семье, избежать стрессовых ситуаций.
- Для работы с детьми мы будем использовать следующие методики:
- - Интерактивный стол логопеда, который облегчит процесс обучения детей, вовлекая их в выполнение заданий.
- Интерактивная песочница, которую мы уже используем более 5 лет. Она решает множество образовательных задач, в том числе задачи психокоррекции в работе с детьми с ОВЗ.
- - Песочная терапия - это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно- символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.
- Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и построение взаимодействия через речь с окружающим миром;
- - Музыкотерапия — использование музыки с лечебными целями, чаще всего в сочетании с другими видами психотерапии. Отмечается положительное влияние
Обоснование социальной значимости проекта
В современном обществе вопрос интеграции детей с инвалидностью стоит особенно остро. Равноправное участие в жизни общества, доступ к образованию и социальным услугам являются базовыми правами, которые должны быть гарантированы каждому ребенку. Наш проект направлен на удовлетворение этих потребностей и является ключевым элементом социальной адаптации и поддержки данных детей и их семей. Так как процесс социализации детей инвалидов должен начинаться с дошкольного возраста и наш проект сможет в этом помочь!
По данным Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (2018-2022 гг. – Пенсионного фонда Российской Федерации) на основе федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов» на 1 января 2023 года численность детей инвалидов в Забайкальском крае составляет 5256 детей. (https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/pi_1.3.xlsx), в Чите и Читинском районе их более 2000. Охвачено услугами различных социальных центров не более 10%. Поэтому создание нашего центра востребовано.
Актуальность данного проекта обусловлена несколькими основными аспектами:
1. Потребность в специализированных услугах: дети с ограниченными возможностями требуют особого подхода, часто включающего индивидуальные методики обучения и социально-психологическую поддержку, которые не могут быть полностью реализованы в условиях обычных образовательных учреждений.
2. Инклюзивность и социализация: специализированные группы способствуют лучшей социализации детей инвалидов, формируя пространство для общения с одногруппниками, понимания их особенностей, что является важным шагом на пути к инклюзивному обществу.
3. Профессиональная помощь: проект предусматривает привлечение квалифицированных специалистов –психологов, логопедов, дефектологов которые смогут обеспечить комплексный подход к развитию и обучению детей согласно их индивидуальным потребностям.
4. Развитие потенциала: цель проекта – создание центра не просто для обеспечения ухода за детьми и организации их досуга, но и максимальное развитие их личностного потенциала, который часто остается незамеченным из-за отсутствия соответствующих условий для его реализации.
5. Индивидуальные методики обучения и социально-психологическую поддержку, которые не могут быть полностью реализованы в условиях обычных образовательных учреждений.
По данным Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (2018-2022 гг. – Пенсионного фонда Российской Федерации) на основе федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов» на 1 января 2023 года численность детей инвалидов в Забайкальском крае составляет 5256 детей. (https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/pi_1.3.xlsx), в Чите и Читинском районе их более 2000. Охвачено услугами различных социальных центров не более 10%. Поэтому создание нашего центра востребовано.
Актуальность данного проекта обусловлена несколькими основными аспектами:
1. Потребность в специализированных услугах: дети с ограниченными возможностями требуют особого подхода, часто включающего индивидуальные методики обучения и социально-психологическую поддержку, которые не могут быть полностью реализованы в условиях обычных образовательных учреждений.
2. Инклюзивность и социализация: специализированные группы способствуют лучшей социализации детей инвалидов, формируя пространство для общения с одногруппниками, понимания их особенностей, что является важным шагом на пути к инклюзивному обществу.
3. Профессиональная помощь: проект предусматривает привлечение квалифицированных специалистов –психологов, логопедов, дефектологов которые смогут обеспечить комплексный подход к развитию и обучению детей согласно их индивидуальным потребностям.
4. Развитие потенциала: цель проекта – создание центра не просто для обеспечения ухода за детьми и организации их досуга, но и максимальное развитие их личностного потенциала, который часто остается незамеченным из-за отсутствия соответствующих условий для его реализации.
5. Индивидуальные методики обучения и социально-психологическую поддержку, которые не могут быть полностью реализованы в условиях обычных образовательных учреждений.